Досье личности

Ценность: 4,188 (16)

Симпатия: 4,375 (16)

дата обновления - 2016-12-19

просмотров - 12

ДОВЖЕНКО Александр Петрович

Имя латиницей: Dovzhenko Aleksandr Petrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 10.09.1894

Место рождения: село Сосницы, Черниговская область, Украина

Дата смерти: 25.11.1956 Возраст (62)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Лошадь

География: РОССИЯ, СССР, УКРАИНА.

Ключевые слова: автор, искусство, кино, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, писатель, режиссер, сценарист.

Anno: 1946

Александр Петрович ДОВЖЕНКО

украинский кинорежиссер, сценарист, автор рассказов и повестей. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959; посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»). В 1914 г. окончил Глуховский учительский институт. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-1917). В 1920-1921 гг. принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-1923 гг. – на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923-1926 гг. – художник-иллюстратор одной из харьковских газет. С 1926 г. – режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) он пытается соотнести ритмы социальной и естественной жизни народа, отсюда возникает в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 1920-х гг. Полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии – как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же – в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней – приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада). С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующем фильме Довженко, «Арсенал» (1928), посвященном революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 г. против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль. Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, которые, совершенно очевидно, расходились с государственными. В последующих произведениях Довженко пытается примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эти картины гармонии и цельности «Земли», но придает им затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, равно как и противостояние двух ипостасей образа народа – массы и героя, овладевающего стихиями. Все это находит воплощение в его произведениях 1930-1940-х гг.: «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939), «Мичурин» (1948). В 1934 г. Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф о герое Гражданской войны Щорсе в одноименном фильме. Однако он также пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в «Земле» – будущим. Драматичен образ главного героя – монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы. Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946-1947), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга. И накануне первого съемочного дня Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину.

Афоризмы (2)
Медиа (0)
Связи (28)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх