итальянский философ и теолог. Начальное образование получил в бенедиктинском монастыре в Монте Кассино. В 17 лет вступил в доминиканский монашеский орден и собрался продолжить обучение в Парижском университете. В Париже в течение трех лет (с 1245 по 1248) слушал лекции известного в то время мыслителя и богослова Альберта Великого. Внешне Фома был излишне полный, высокий, неповоротливый. В университете он думал только об изучении богословия и философии и совсем не стремился к общению с другими студентами. За это его даже прозвали Немым Быком. С 1252 г. началась собственная преподавательская деятельность, в качестве профессора теологии Парижского университета. За доброту и мягкость своего нрава он был назван «ангельским доктором». В 1259 г. приехал в Рим, где преподавал теологию, изучил и переработал учение Аристотеля в христианско-католическом духе. С 1269 по 1272 гг. философ снова проживал в Париже. Здесь он активно участвовал в теологической борьбе против сторонников двойственной истины во главе с Сигером Брабантским. В 1272 г. возвратился на родину в Италию, где преподавал в Неаполитанском университете. В марте 1274 г. он был приглашен папой Григорием Х на собор в монастырь бернардинцев Фоссануове в город Лион. Все его философские и литературные труды можно разделить на девять групп: 1) комментарии к учению Аристотеля; 2) небольшие философские произведения, среди которых «О единстве разума против аверроистов»; 3) сводные богословские трактаты, например «Сумма теологи»; 4) рассуждения о вопросах теологии; 5) небольшие трактаты, содержащие христианские догмы; 6) трактаты в защиту христианской веры, наиболее известными из которых являются «Сумма против язычников», «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян», «Против ошибок греков»; 7) трактаты по праву, общественно-политические сочинения; 8) трактаты о монашеских орденах; 9) трактаты, рассматривающие Священное писание. Труды автора, в которых содержатся основные тезисы его учения - это «Сумма теологии» (1266-1274) и «Сумма против язычников» (1259-1264). В своих философских взглядах он четко разграничил области науки и веры. Наука, по его мнению, должна объяснять закономерность человеческого мира. Он допускает возможность достижения верного знания, но при этом познание должно быть направлено на внешний объект, но никак не внутрь человека, на субъективные формы мышления. Над царством научного, философского познания ставит царство богословия. Философия, как считал философ, должна служить вере, теологии, потому что сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы. В своем учении о бытии он представлял мир как некую иерархию: самая низшая ступень иерархической лестницы – неживая природа, затем идет мир растений и животных, из которого произрастает высшая ступень человечество, которая служит мостиком для перехода к сверхъестественной и духовной сфере. Совершеннейшей вершиной мира, абсолютной причиной, смыслом и целью всего существующего в мире является, по философу, Бог. Интересны его воззрения на душу человека: душа – это независимая от материи субстанция, она бессмертна и неуничтожима. Он рассматривал также социальные проблемы. Например, в своих воззрениях на государство поддерживал монархию. Он считал, что государство существует, чтобы заботиться об общем благе, а монарх отражает волю Бога в мире и должен вести своих граждан к нравственной жизни. В 1323 г. – провозглашен святым. В 1368 г. его мощи были перевезены в Тулузу.
Досье личности
ФОМА АКВИНСКИЙ
Другое имя: Фома Аквинат
Имя латиницей: Aquinas St Thomas
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.1226
Место рождения: замок Роккасекка, около Акуино, Южная Италия
Дата смерти: 07.03.1274 Возраст (48)
Место смерти: монастырь Фоссануова, Италия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
Ключевые слова: знание, идеолог, наука, религия, святой, философ.
Anno: 1260
АКВИНСКИЙ ФОМА
- Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество.
- Как может настоящее счастье проистекать из богатства, если для приобретения богатства приходится претерпеть страдания?
- Любить кого-либо – то же самое, что желать этому человеку добра.
- Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.
- Наш долг – ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он – человек, способный на благо.
- Счастливому человеку нужны друзья... и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей...
- Человеку не следует считать свои богатства своей собственностью, но он должен относиться к ним как к общему имуществу, чтобы без колебаний распределять их между теми, кто нуждается в помощи.
- Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.
- Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
- Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели.
- Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
- Нельзя желать того, что до этого не было познано.
- Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
- То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, – приобретай сегодня.
- ...Переход от сей жизни к лучшей не во власти человеческого произвола, а во власти Божией. И не дозволено человеку убивать себя, дабы попасть в лучший мир. ("Сумма теологии") развернуть
АКВИНСКИЙ ФОМА в фотографиях:
- АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (1193 - 1280)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.) (ФОМА АКВИНСКИЙ переработал учение АРИСТОТЕЛЯ)
- БОНАВЕНТУРА (1221 - 1274)
- ГЕННАДИЙ II Схоларий (патриарх Константинопольский) (1400 - 1473)
- ГРИГОРИЙ X (1210 - 1276)
- КЛИМЕНТ IV (1190 - 1271)
- МЕНТЕЛИН Иоганн (1410 - 1478)
- НЕМЕСИЙ (390 - 470)
- ОККАМ Уильям (1285 - 1349)
- ПАННАРЦ Арнольд (1423 - 1476)
- ПОМПОНАЦЦИ Пьетро (1462 - 1525) (Пьетро ПОМПОНАЦЦИ критиковал учение ФОМЫ АКВИНСКОГО)
- СВЕЙНХЕЙМ Конрад (1430 - 1477)
- СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (1235 - 1282)
- ФИЛОФЕЙ (патриарх Константинопольский) (1300 - 1379)
- ФЛЮ Энтони (1923 - 2010)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание