Досье личности

Ценность: 2,5 (14)

Симпатия: 2,429 (14)

дата обновления - 2017-11-09

просмотров - 7

СТАЙН Гертруда

Другое имя: Штайн Гертруда

Имя латиницей: Stein Gertude

Пол: женский

Дата рождения: 03.02.1874

Место рождения: Питсбург, штат Пенсильвания, США

Дата смерти: 27.07.1946 Возраст (72)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Собака

География: ЕВРОПА, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, США, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: девиация, литература, писатель, рак, феминизм.

Anno: 1908

Гертруда СТАЙН

американская писательница-модернист, теоретик литературы. Детство провела в Европе (Вена, Париж), росла в Калифорнии. В Кембридже слушала лекции по психологии Уильяма Джеймса, потом училась медицине в Университете Джонса Хопкинса (Балтимор), курса не закончила. В 1902 г. приехала с братом Лео в Париж, где и провела всю оставшуюся жизнь, изредка выезжая в Испанию и Англию. Она оставила свой след в модернистской литературе прежде всего не как автор, а как организатор своего рода «литературного кружка» для молодых англоязычных писателей, для многих из которых она была наставником и зачастую спонсором. Ее квартира на улице Флерюс (6 округ), постоянными посетителями которой были Френсис С. Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Шервуд Андерсон, Эзра Паунд, Томас Элиот, Джон Дос Пассос, Эрих М. Ремарк, стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа до Первой мировой войны и позднее. Ей принадлежит авторство термина «потерянное поколение» (взятого Эрнестом Хемингуэем в качестве эпиграфа к своему роману «И восходит солнце»), которым она называла эмигрировавших за границу американских писателей.

Ранний период жизни писательницы в Париже связан с увлечением живописью. Изначально на улице Флерюс собирались в основном художники. Она коллекционировала и пропагандировала новейшее искусство (прежде всего, кубизм), собирала работы Пабло Пикассо (известен его портрет Стайн, 1906), Жоржа Брака, Марка Шагала, Амедео Модильяни, Хуана Гриса, Жюля Паскина, поддерживала художников Парижской школы. Наиболее теплые отношения поддерживала с Пабло Пикассо. В «Автобиографии Алисы Б. Токлас» она не раз называет его одним из своих ближайших друзей. Была в приятельских отношениях и многие годы переписывалась с Анри Матиссом, Максом Жакобом, Эрнестом Хемингуэем, Френсисом С. Фицджеральдом, Торнтоном Уайлдером. Эрнест Хемингуэй в своем романе «Праздник, который всегда с тобой» пишет, что Гертруда не любила Джеймса Джойса и Эзру Паунда до такой степени, что было нежелательно произносить их имена у нее в доме. В книге «Автобиография Алисы Б. Токлас» сама она описывает отношения с Эзрой Паундом в гораздо более спокойных и шутливых тонах. Утверждала, что среди американских писателей по емкости слова Шервуд Андерсон не знал себе равных и что «никто в Америке, кроме Шервуда, не мог сочинить ясного и энергичного предложения». По ее мнению, из молодых писателей предложение получается естественным только у Френсиса С. Фицджеральда, первый роман которого «По эту сторону рая» произвел на нее большое впечатление (как и «Великий Гэтсби» впоследствии).

В 1907 г. познакомилась с американкой еврейского происхождения Алисой Токлас, которая стала ее возлюбленной и была с писательницей до конца жизни. Биографы, основываясь на свидетельствах очевидцев, полагают, что встреча с Алисой стала отчасти причиной прекращения общения Гертруды Стайн и ее брата Лео. Есть основания считать, что он осуждал лесбийские предпочтения сестры. В 1913 г. отношения накалились настолько, что Лео Стайн покинул их общую квартиру и уехал в Италию. Еще до этих событий у брата и сестры наметились расхождения художественных вкусов. Лео не поддерживал увлечение сестры Пабло Пикассо, дадаизмом, кубизмом, а также низко оценивал ее собственные литературные опыты. Она в свою очередь очень негативно отнеслась к любовному увлечению брата, который связал свою жизнь с Юджинией Озиас, известной также как Нина с Монпарнаса – натурщицей, известной своим легким поведением. Илья Басс в книге «Жизнь и время Гертруды Стайн» приводит фрагмент из письма Лео Стайна: «Появление Элис явилось божьей благодатью, поскольку оно способствовало происшедшему [разделению] без апокалипсиса. По мере взросления мы обнаружили, что практически нет ничего в этом мире, в чем бы наши взгляды совпадали или хотя бы были похожими». С тех пор брат и сестра так и не сблизились.

Алиса Токлас взяла на себя управление домашним хозяйством, а также обязанности редактора, а впоследствии издателя и переводчика Гертруды Стайн. Писательница никогда не афишировала свою ориентацию в каком-либо эпатажном ключе, что можно было наблюдать у парижской богемы тех лет, однако ее творчество пронизано эротическими и любовными мотивами. Отсылки к отношениям с Токлас достаточно прозрачны и в ее поэзии, и в экспериментальных вещах, таких, например, как «География и пьесы» и в позднем произведении «Автобиография Алисы Б. Токлас». Эта вещь стала отчасти компромиссной для Стайн, которая всю жизнь испытывала проблемы с издателями и боролась с непониманием своих произведений. Желание наконец прославиться подвигло ее к написанию биографической книги о своей жизни в Париже. Хотя книга отличается от ее других произведений в пользу большей повествовательности, как экспериментатор и теоретик модернизма она не могла отказать себе в удовольствии поиграть с читателем. «Автобиография Алисы Б. Токлас» представляет собой фальшивую автобиографию, написанную Стайн от имени Алисы Токлас. В остроумной, язвительной и весьма избирательной манере она рассказывает о дружбе с художниками и писателями, отношениях с Алисой и своих творческих поисках. Работа стала программным сочинением модернизма, наделала много шума среди упомянутых в книге лиц и принесла ей долгожданную популярность у широкого круга читателей. В 1938 г. она выступила с предложением присуждения Адольфу Гитлеру Нобелевской премии мира. Умерла от рака. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Афоризмы (4)
Медиа (15)

Гертруда СТАЙН в фотографиях:

Связи (27)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх