русский князь, театральный деятель, критик, прозаик-мемуарист, эстетик, теоретик актерской техники и ритмичной гимнастики. Внук декабриста С. Г. Волконского. В 1884 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Участвовал в любительских спектаклях. Будучи директором Императорских театров (в 1899-1901; подал в отставку из-за конфликта с балериной М. Ф. Кшесинской), стремился к обновлению и повышению уровня репертуара, поддерживал в балете новаторскую деятельность М. М. Фокина, привлекал к театральному делу художников «Мира искусства». Выступал по вопросам искусства, художественной критики, теории и практики современной режиссуры, театрального образования, проблемам эстетики. Печатался в журнале «Вестник Европы», «Мир искусства», «Аполлон», «Студия», «ЕИТ» и др., защищал театральные искания МХТ, полемизировал со сторонниками возрождения театра как «соборного действа». В 1910-е гг. горячо поддерживал систему ритмичной гимнастики Э. Жак-Далькроза, теорию Э. Дельсарта и начал пропагандировать собственную «ритмическую утопию» – универсальную систему движения человеческого тела как «материала жизни»: выступая против дилетантизма в актерской игре, требовал от актеров точного и сознательного управления своей речью и движением, создавал ряд студий по ритмичному движению, издавал специальный журнал. В 1918-1921 гг. преподавал в студии ХПСРО, 2-й Студии МХТ, Студии Малого театра, Оперной студии Большого театра; член дирекции Большого театра (1918-1919). В конце 1921 г. эмигрировал во Францию, работал театральным обозревателем газеты «Последние новости» (1924-1936), при этом не ограничивался только русскими труппами Парижа (Зарубежный Камерный театр, Новый Русский театр, Русская опера) или гастролями бывших соотечественников (труппа Марии Германовой, постановки М. А. Чехова, гастроли Большого театра, Камерного театра, Театра им. Вахтангова, Театра им. Мейерхольда) – по его рецензиям можно изучать историю европейского театра. Читал лекции по русской истории и культуре, вел класс декламации, мимики и ритмики в Русской консерватории в Париже (с 1927 г. – профессор, с 1932 г. – директор). Книги: «Человек на сцене» (1912), «Выразительное слово» и «Выразительный человек» (1913), «Отклики театра» (1914), «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего и вечного» (Берлин, 1924), «Мои воспоминания» (тт. 1-2, Берлин, 1923-1924; 2-е издание, 1992) и др.
Досье личности
ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович
Имя латиницей: Volkonskij Sergej Mikhajlovich
Пол: мужской
Дата рождения: 16.05.1860
Место рождения: имение Фалль, Ревельский уезд, Эстляндская губерния, ныне Эстония
Дата смерти: 25.10.1937 Возраст (77)
Место смерти: Ричмонд, штат Виржиния, США
Знак зодиака: Телец
По восточному: Обезьяна
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: искусство, критик, театр.
Anno: 1923
Сергей Михайлович ВОЛКОНСКИЙ
Сергей Михайлович ВОЛКОНСКИЙ в фотографиях:
- БАРБИ Аличе (1862 - 1948)
- БАЧЕЛИС Татьяна Израилевна (1918 - 1999)
- ВОЛКОНСКИЙ Петр Михайлович (1861) (1861 - 1948) (братья)
- ВОЛКОНСКИЙ Сергей Григорьевич (1788 - 1865)
- ГЕРМАНОВА Мария Николаевна (1884 - 1940)
- ДРИЗЕН Николай Васильевич (1868 - 1935)
- ЖАК-ДАЛЬКРОЗ Эмиль (1865 - 1950)
- КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна (1872 - 1971)
- СОРИН Савелий Абрамович (1878 - 1953)
- ФОКИН Михаил Михайлович (1880 - 1942)
- ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891 - 1955)
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org