французский историк искусств, реставратор и зодчий, один из лидеров романтического историзма. Учился в мастерской зодчего А. Леклера, но особое влияние на него оказал А. Лабруст. В 1836-1837 гг. изучал старинное зодчество Италии, однако главным предметом интереса – начиная с работ по реставрации парижского храма Сен-Жермен-л`Оксерруа (в 1838) – стало для него зодчество французского средневековья, в первую очередь готика. По инициативе его друга, писателя П. Мериме, он стал активным членом новосозданной Комиссии исторических памятников (с 1840), а с 1848 г. работал под эгидой Службы епархиальных зданий – как инспектор и руководитель предприятий по изучению и обновлению средневековых построек. По его планам в 1840-1870 гг. реставрировались аббатство Сен-Дени, соборы Нотр-Дам в Париже (совместно с архитектором Ж. Б. Лассю), Амьене и Клермон-Ферране, крепостные стены и собор Сен-Назер в Каркасоне, церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле, замок Пьерфон, собор в Лозанне и многие другие здания. Его фундаментальные, тщательно иллюстрированные труды (в первую очередь, 10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI веков», 1854-1868; 6-томный «Толковый словарь французской утвари и обстановки от каролингской эпохи до Ренессанса», 1858-1875; последний частично переведен на русский язык) оказали огромное воздействие на развитие неоготического вкуса. Самостоятельные же его постройки (храм Сен-Дени-де-Лестре в Сен-Дени, 1864-1867; и др.) не столь значительны, будучи просто добротными стилизациями под старину. Как теоретик (изложивший свои взгляды в «Беседах об архитектуре», 1858-1872) обращал особое внимание на конструктивную функциональность средневековых сооружений, тем самым предваряя эстетические поиски XX в. Его книга «Американские города и руины» (1863) явилась первым крупным научным обзором доколумбовой архитектуры Центральной Америки. По-своему эпохальна и книга «Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность» (1877, русский перевод – 1879), где историк очертил своеобразие русской художественной культуры с беспрецедентной для западной науки масштабностью, хотя и переоценил при этом роль «восточных влияний».
Досье личности
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль
Имя латиницей: Viollet-le-Duc Eugene-Emmanuel
Пол: мужской
Дата рождения: 27.01.1814
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 17.09.1879 Возраст (65)
Место смерти: Лозанна, Швейцария
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Собака
Ключевые слова: архитектор, искусство.
Anno: 1838
Эжен Эмманюэль ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК
Эжен Эмманюэль ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК в фотографиях:
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание