китайский философ-материалист и атеист. Родился в бедной семье. Учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне, где познакомился с историком Бань Гу. Был мелким чиновником, однако потерял пост из-за своей независимой и антиавторитарной натуры. Когда его пригласили стать придворным ученым императора Чжан-ди, он отказался, сославшись на болезнь. Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете.
Автор книги «Критические рассуждения». Все сущее, по его теории, образовано из материальной субстанции – «первичного эфира» (юань ци), а различия между всеми вещами происходят от различий в степени его сгущения. Вел борьбу против теологического миропонимания, развивал положения Сюнь-цзы и древних даосов о том, что путь (дао) неба не имеет цели и характеризуется спонтанностью. Отвергал существование небесного владыки и духов вообще. Также отвергал врожденное знание, мистическую интуицию, которыми, по конфуцианскому учению, якобы обладали мудрецы древности. Считал источником знания чувственное восприятие реального мира. В социально-этической сфере стоял на позициях фатализма, связывая положение человека в обществе – богатых и бедных, знатных и простолюдинов – с густотой эфира, передаваемого человеку при рождении. Выработал стиль философствования, отличающегося духом независимой критики и полемичного антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины).