Досье личности

Ценность: 3,059 (17)

Симпатия: 3,059 (17)

дата обновления - 2016-11-09

просмотров - 11

ВАЙДА Анджей

Имя латиницей: Wajda Andrzej

Пол: мужской

Дата рождения: 06.03.1926

Место рождения: Сувалки, Польша

Дата смерти: 09.10.2016 Возраст (90)

Место смерти: Варшава, Польша

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Тигр

География: ЕВРОПА, ПОЛЬША, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: война, искусство, канн, кино, оскар, политика, публицист, режиссер, сезар, театр, телевидение.

Anno: 1950

ВАЙДА Анджей

польский режиссер театра и кино. Учился в Академии изобразительных искусств в Кракове, но не закончил ее и с 1950 г. начал работу в кино. Снял короткометражные фильмы «Когда ты спишь» (1950), «Злой мальчик» (по А. П. Чехову, 1950), «Илжецкая керамика» (1951), «Я иду к солнцу» (1956), работал ассистентом режиссера, был вторым режиссером на съемках фильма «Пятеро с улицы Барской» (режиссер А. Форд, 1953). В 1954 г. окончил режиссерское отделение Высшей школы кинематографии и театрального искусства в Лодзи. Как самостоятельный режиссер дебютировал в 1955 г. фильмом «Поколение» (по Б. Чешко). Фильм положил начало «польской школе кино», признанным лидером которой он стал после фильма «Канал» (1957). Третий фильм «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского, 1958) рассказывает о трагедии польских подпольщиков. Военная тема развивалась им в фильмах «Летучая» (1959) и «Самсон» (1961, по К. Брандысу). В 1960-х гг. параллельно развивает сразу несколько направлений в своем творчестве. Это и экранизации польской литературной классики: «Пепел» (1965, по С. Жеромскому), «Барышни из Вилько» (1971, по Я. Ивашкевичу), «Свадьба» (по С. Выспянскому, 1973), «Земля обетованная» (1974, по В. Реймонту), и бытовые лирико-сатирические комедии 1960-1970-х гг. «Невинные чародеи» (1960), «Слоеный пирог» (1968, на телевидении, по С. Лему), «Охота на мух» (1969). С конца 1960-х гг. обращается к жанру политико-публицистического кино. Фильмы «Все на продажу» (1969), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Дирижер» (1979), «Человек из железа» (1981, главная премия Каннского кинофестиваля) становятся явлением также и политической жизни польского общества. Кинематографическое творческое объединение «Икс», которым он руководил в 1972-1982 гг., стало центром польского «кинематографа морального беспокойства». В 1978-1982 гг. занимал пост председателя Союза польских кинематографистов. Его фильмы были отмечены на многих международных кинофестивалях, он снискал прижизненную славу классика мирового кино. После введения в Польше военного положения в 1981 г. уехал во Францию, где поставил фильм «Дантон» (1983, премия «Сезар»). Неоднократно обращался и к экранизациям русской классики: «Сибирская леди Макбет» (по Н. С. Лескову, 1961, Югославия), «Пилат и другие» (по М. А. Булгакову, 1971, ФРГ, на телевидении), «Бесы» (по Ф. М. Достоевскому, 1988), «Настасья» (по Ф. М. Достоевскому, 1994). С начала 1970-х гг. вновь обратился к военной тематике и создал фильмы: «Пейзаж после битвы» (1970, по Т. Боровскому, 1970), «Березняк» (по Я. Ивашкевичу, 1971), «Любовь в Германии» (1983, ФРГ), «Корчак» (1990), «Перстенек с орлом в короне» (1992), «Страстная неделя» (1995), «Барышня Никто» (1996). Поставил фильмы «Любовь в двадцать лет» (1962), «Врата рая» (1967), «Теневая полоса» (с Великобританией, 1976), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Пан Тадеуш» (1999). С конца 1950-х гг. работал в театре, сначала эпизодически, а затем постоянно. В числе его наиболее знаменитых работ неоднократные постановки «Гамлета» (1960, 1981, 1989), «Бесов» (1971, 1974), «Настасьи Филипповны» (1977, 1986), которые повторял в разных странах и с различными составами актеров. В 1989-1991 гг. руководил варшавским театром «Повшехны», где поставил нашумевший спектакль «Разговор с палачом». Много работал на телевидении, преподавал на режиссерском отделении Высшей польской школы кинематографии и театрального искусства. В 1989-1991 гг. был сенатором Польской республики.

Афоризмы (1)
Медиа (15)

ВАЙДА Анджей в фотографиях:

Связи (36)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх