австрийский композитор, пианист, педагог и органист, представитель т. н. предклассической (или ранней) венской школы.
Учился у И. Фукса и М. Палотты. С 1739 г. был придворным композитором и учителем музыки. Среди его учеников – И. Шенк, Ф. Душек, Л. Хофман и Ф. Тайбер. Считался в свое время крупнейшим композитором Вены, прославился и как пианист-виртуоз. Является автором 16 опер, в т. ч. «Ариодант» (1745, на либретто А. Сальви), «Деметрий» (1746/1747), «Милосердие Тита» (1746), «Андромеда» и «Эвридика» (1750), 3 ораторий, кантат, в т. ч. «Плач Орфея», 17 месс, реквиема и других культовых сочинений. Внес важный вклад в становление жанра классической симфонии и фортепианного концерта; ему принадлежат 36 симфоний и 27 концертов для различных инструментов с оркестром. В инструментальных сочинениях Вагензейля, особенно в его симфониях, в свое время очень популярных, заметно влияние итальянских образцов, в первую очередь Дж. Саммартини; вместе с тем, как и другие представители предклассической венской школы, Вагензейль использовал в своих симфониях австрийские народные мелодии. Является также автором многочисленных камерных сочинений – 6 скрипичных сонат, трио-сонаты, концертов и 18 дивертисментов для чембало и других инструментов, струнных ансамблей, различных произведений для органа, для клавира, скрипки, виолончели и др.