американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссер, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Сын чешских иммигрантов. Высшее образование он получил на факультете графического дизайна в Технологическом институте Карнеги (1949). В студенческие годы увлекался идеями конструктивистов Баухауса, стал завсегдатаем тусовок, где появлялся в странном виде – красил ногти в разный цвет, каждый раз перекрашивал волосы, одежду и обувь в разные цвета. Тогда же он подрядился рисовать задники в магазинах. Получив диплом, практически сразу же перебрался в Нью-Йорк. Работу получил в журнале мод «Glаmоurе», где рисовал рекламу и иллюстрации. Вскоре стал одним из самых известных нью-йоркских рекламщиков. Переосмыслив приемы коммерческой рекламы, прославился своими композициями в технике шелкографии, иронически преобразующими мотивы современной массовой культуры и пропаганды: многократно повторяющиеся банки готового супа, кока-колы и других постоянных «персонажей» американской рекламы, портреты звезд эстрады и кино (Мэрилин Монро, Элвис Пресли), политических лидеров (Мао Цзэдуна, Ленина). За ним закрепилась слава и самого известного персонажа – в седом парике – нью-йоркской артистической тусовки. В 1968 г. был тяжело ранен одной из своих бывших поклонниц и последовательниц феминисткой Валери Соланас. В 1968-1972 гг. активно работал в кино. В его первом фильме «Поцелуй» соединились уроки американского киноавангарда и его собственный интерес к повседневности в ее простейших формах. Поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни: он подсматривал за спящими (в фильме «Сон», 1963) и жующими («Еда», 1963), за знаменитым небоскребом («Эмпайр», 1964) и проститутками («Шлюха», 1964), пытаясь вызвать у зрителя соответствующие физиологические ощущения. После немых фильмов, начиная со «Шлюхи» перешел к звуковому кино. В 1965 г. поставил свою версию «Механического апельсина» А. Берджесса, а годом позже снял картину «Девушки из Челси», обозначившую начало сближения Уорхола с коммерческим кино. В последующие фильмы, снятые с молодым оператором и режиссером П. Морисси, нередко вводил странные сексуально-комические сцены, зачастую превращая их в самопародии. Киностраница его творчества закрылась в 1976 г. фильмом «Плохой», но художник продолжал снимать домашнее кино вплоть до своей смерти в 1987 г. от сердечной недостаточности. Причудливо смешав в своем творчестве принципы массового и авангардно-элитарного искусства, придал методам постмодернистского «открытого искусства» особую масштабность и драматическую мощь. Он был и по сей день остается культовой фигурой, чья жизнь и творчество не перестают интересовать мир искусства. Его судьбе посвящены фильмы «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995) и «Баския» (1996).
Досье личности
УОРХОЛ Энди
Другое имя: Вархола Эндрю – наст. имя и фам.; Уарол Энди
Имя латиницей: Warhol Andy; Warhola Andrew
Пол: мужской
Дата рождения: 06.08.1928
Место рождения: Питсбург, штат Пенсильвания, США
Дата смерти: 22.02.1987 Возраст (58)
Место смерти: Нью-Йорк, США
Знак зодиака: Лев
По восточному: Дракон
География: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.
Ключевые слова: бренд, девиация, дизайнер, издатель, искусство, кино, литература, мода, писатель, режиссер, реклама, художник.
Anno: 1965
Энди УОРХОЛ
Энди УОРХОЛ в фотографиях:
- АВЕДОН Ричард (1923 - 2004)
- БАРДЖЕСС Энтони (1917 - 1993)
- БАРДО Брижитт (1934 - )
- БАСКИЯ Жан-Мишель (1960 - 1988)
- ВЕБЕР Брюс (1946 - )
- ВЕРСАЧЕ Джанни (1946 - 1997) (ВЕРСАЧЕ Джанни черпал идеи в творчестве УОРХОЛА Энди)
- ГЕЛЬМАН Марат Александрович (1960 - )
- ДЭВИДСОН Брюс (1933 - )
- ДЮФРЕН Изабель Коллин (1935 - 2014)
- КОРНЕЛЛ Джозеф (1903 - 1972)
- КОЭН Леонард (1934 - 2016)
- КУСАМА ЯИОИ (1929 - )
- ЛЕНИН Владимир Ильич (1870 - 1924)
- МАО Цзэдун (1893 - 1976)
- МЕКАС Йонас (1922 - )
- МОНРО Мэрилин (1926 - 1962)
- ПРЕСЛИ Элвис (1935 - 1977)
- СЕДЖВИК Эди (1943 - 1971)
- УИДЖИ (1899 - 1968)
- ХЕМИНГУЭЙ Марго Луиза (1954 - 1996)
- ЭСКОБАР Марисоль (1930 - 2016)