китайский государственный и политический деятель, писатель и поэт династии Хань. В возрасе 18 лет стал известным поэтом своего города. Позже император Лю Хен пригласил его во дворец и назначил своим советником. Пытался убедить императора в необходимости проведения реформ в соответствии с идеями конфуцианства, а также начать более активные действия против кочевников хунну. В то же время предлагал ослабить властные полномочия местной знати. Все это вызвало сопротивление со стороны других императорских служащих во главе с Чжоу Бо и Гуань Инь. В результате в 177 г. до н. э. был оклеветан и сослан, назначен на должность советника губернатора уезда Чанша. В 173 г. до н. э. был опять вызван в столицу и назначен воспитателем императорского сына Лю И. Однако в 169 г. последний внезапно погиб и поэт из преданности покончил с собой.
Сочинял стихи в жанре «фу», автор более 56 произведений, среди которых философская ода «Скорбь о Цюй Юане», поэма «Ода сове», содержащая размышления и суетности славы придворного и др. Также известен благодаря своим политико-правовым трактатам. В основном обращался к истории предыдущей династии Цинь, анализировал ее законодательство, при этом критиковал легистов, отстаивая идеи конфуцианства. В трактате «Рассуждения о преодолении (пороков империи) Цинь» говориться о возвышении и падении династий. Автор трактатов: «О государстве Цинь», «О политике закона и порядка», «План умиротворения» и др. Его сочинения объединены Лю Сяном в сборник «Новая книга». Отстаивал идею естественного возникновения «тьмы вещей»: «Небо и Земля» уподобляются плавильной печи, где «пневма инь» и «пневма ян» служат углем. Говорил об взаимопорождении противоположностей как конкурирующих проявлений «добра (красоты) – зла (безобразия)» жизни человека и общества. Натурфилософское обоснование конфуцианских этических норм, развитое у Дун Чжуншу, у Цзя И ограничивается атрибутированием порождающей все сущее благой силе «дэ»: дао-пути (человека), гуманности («жэнь») и т. п. Считал, что полноценное познание требует «покоя» являющегося следствием «чистоты» и «пустотности» (сюй), благодаря чему познающий подобно зеркалу отражает «сокрытое», как дао «принимает вещи».