Досье личности

Ценность: 3 (14)

Симпатия: 3,071 (14)

дата обновления - 2014-11-27

просмотров - 9

ТИХОМИРОВ Лев Александрович (народник)

Имя латиницей: Tikhomirov Lev Aleksandrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 31.01.1852

Место рождения: Геленджик, Россия

Дата смерти: 16.10.1923 Возраст (71)

Место смерти: Загорск, ныне Сергиев-Посад, Россия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Крыса

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: издатель, литература, политика, публицист, революционер.

Anno: 1873

Лев Александрович (народник) ТИХОМИРОВ

русский деятель революционного движения, народник, публицист. Будучи в эмиграции, издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли»; в 1888 г. отрекся от революционных убеждений и, вернувшись в Россию после помилования, стал монархистом. В 1870-1873 гг. учился в Московском университете. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вел пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, судился по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. Непосредственного отношения к убийству Александа II не имел, в принятии Исполнительным комитетом «Народной воли» решения об убийстве не участвовал. В начале 1880-х гг. писал в «Деле», под псевдонимами «И. Кольцов» и «И. К.» (сокращение от названия «Исполнительный комитет»). В 1882 г., желая избежать ареста, он уезжает за границу – в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли». В 1888 г. отрекся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). В целом книга принадлежала к литературе, запрещенной в России, но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1889 г. просил помилования, был Помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1888 г. и смог вернуться в Россию. Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию. Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Он становится деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, переиздал в ряде брошюр и книжек. В 1903-1906 гг. работает над исследованием «Монархическая государственность». После 1905 г. разрабатывает схему реформ системы «думской монархии». Он полагал, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично П. А. Столыпиным в Петербург, где занял должность члена Совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением, ввиду обсуждаемого трудового законодательства. Он выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу. Основными мероприятиями по разрешению рабочего вопроса видел широкую мирную деятельность рабочих союзов (направленных преимущественно на взаимопомощь рабочих), развитые процедуры медиации при конфликтах между рабочими и работодателями, введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования. К радикальным (для того времени) предложениям о введении 8-часового рабочего дня он не присоединялся. Его предложения частично реализовались с принятием в 1913 г. новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев. В 1909 г. вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г. За 10 лет до смерти поселился в Сергиевом Посаде (где и умер). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне он доказывает истинность и глубину православного понимания истории. В 1917 г. отошел от политической деятельности. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.

Медиа (0)
Связи (5)
Источники (9)
Факты (1 )

21.02.2011

Чрезвычайную пользу... я извлек из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий в Европе. Нетрудно было видеть, что Самодержавие народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить лишь средством для тех, кто более искушен в одурачивании толпы. Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза. Все это осветило для меня мое прошлое, мой горький опыт и мои размышления и придало смелости подвергнуть строгому пересмотру пресловутые идеи Французской революции. Одну за другой я их судил и осуждал. И понял, наконец, что развитие народов, как всего живущего, совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным... Таким путем я пришел к власти и благородству наших исторических судеб, совместивших духовную свободу с незыблемым авторитетом власти, поднятой превыше всяческих алчных стремлений честолюбцев. Я понял, какое драгоценное сокровище для народа, какое незаменимое орудие его благосостояния и совершенствования составляет верховная власть с веками укрепленным авторитетом

http://rusology.narod.ru/ru01/tihomirov/tihomirov-index.htm

 

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх