19.02.2011 Анна Ярославна
Рисовать Валентин начал рано. В Москве он жил в одном доме с известным актером Малого театра А. Остужевым. Впервые Валентин почувствовал настоящую радость от рисования, когда ему было лет десять. В то лето он болел, много времени провел в больнице. Великая Отечественная война застала Сидорова в Коровине. Тогда ему было 13 лет. Разом рухнуло все. Кончилось детство. Учась в сельской школе в Юрьеве-Девичьем, он начал работать в колхозе. Гитлеровцы в Коровино не дошли. А когда их отбросили от Москвы, Валентин с матерью пешком вернулись домой. Оказавшись в Москве, он первым делом отправился в Дом пионеров, который начал посещать еще до войны.
Тяга к рисованию росла. В Доме пионеров изокружком руководил замечательный педагог и воспитатель Александр Михайлович Михайлов. Он сразу обратил внимание на способного, старательного ученика, показал его работы преподавателям Московской средней художественной школы (в Москве оставался тогда филиал, сама школа была эвакуирована в Башкирию).
В художественной школе Сидоров учился с особым удовольствием. Его главным учителем стал Михаил Владимирович Добросердов. Для мальчика самым родным была его деревня. И он писал пашню, обед в поле, сенокос, околицу Коровина. "Вечер. Околица Коровина" (1947) - горбатая улочка с силуэтами изб и отсветами золотого зарева в окнах. Или зимний пейзаж "Наш дом в сугробах" (1945) - снег запорошил дорогу, дом по самую крышу, виднеются лишь чуть оттаявшее окошечко и стоящая у крыльца лошадка...
В 1948 году Сидоров поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, где учился у П. Белоусова, Р. Френца, И. Степашкина. Немало дали ему ленинградские музеи, явившиеся своеобразной школой. Сидоров много работал. В 1952 году он перевелся в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Здесь его учителями были П.И. Котов, В.Г. Цыплаков и Ф.П. Решетников.
В 1952 году, летом, в Коровине Сидоров пишет пейзаж "В полдень. Коровино", который был показан на первой выставке молодых художников Москвы.
Будучи студентом, Сидоров ездил на Ветлугу, на озеро Светлояр, с которым связана чудесная легенда о граде Китеже. Эта поездка оставила след в душе художника. И не только потому, что редкие по красоте места вызывали желание работать. Поездки на Ветлугу укрепили в художнике интерес к русскому народному характеру, вызвали особое уважение к человеку, работающему на земле.
После окончания института (его дипломной работой, которой руководил Ф. Решетников, была картина "Будущий тракторист") в 1954 году Сидоров уезжает в Коровино. Здесь он прожил около полутора лет, писал множество этюдов ("Первый снег", "Утро в избе", "Бабушкины сказки" и др.), искал себя, свою тему. Коровинский период сыграл большую роль в творчестве Сидорова, он увидел "свой мир в простых сюжетах, свою природу, прикоснулся к ее душе, в нем родилось поэтическое восприятие мира".
Весной 1960 года на "Академической даче" Сидоров создал ряд картин, посвященных апрельской поре: "Апрель", "Апрель. Скакалки", "Апрель. В школу", в которых развивал принцип органичной связи человека и природы, продолжая пленэристические поиски, обогащая свою палитру, раскрывая красоту окружающего мира в самом, казалось бы, простом.
На "Академической даче" художник обрел себя, нашел свой круг тем и образов. Природой "Академической дачи" были вызваны к жизни и многие его так называемые "чистые" пейзажи, хотя некоторые из них были написаны уже позже, в конце 1960-х годов. Зимние пейзажи - "Снег идет" (1964), "Ноябрь" или "Белым снегом" (1964), "Версты" (1964), "Зимка" (1964), "Тает" (1964), "Ольха" (1964), "Ранний снег" (1965), "Зима" (1969) - свидетельствуют о виртуозном владении тональной живописью, они пронизаны тонкой музыкальностью, лиризмом, пониманием поэзии русской зимы. При всем многообразии мотивов, при всем различии эмоциональной и живописной палитры они связаны с раздумьем о жизни. В весенних пейзажах - "Начало весны" (1965), "Последний снег" (1969) - с особой силой проявилось стремление художника к обобщенному образу, к гармонии. Художник пишет и осенние мотивы - "Щедрая осень" (1969), где пейзаж с корзинами яблок, стоящими у дома, привлекает красочностью осенней палитры, "Скворечники опустели" (1969), трогающий грустной осенней пустынностью.
Переезд в Подол в 1966 году способствовал творческому взлету художника. Сидоров пишет в эти годы с особенной радостью. Он достигает мастерства, при котором возможности становятся значительно шире. За удачей приходит удача - "Качели" (1967), "Праздник" (1967), "Пора безоблачного неба" (1969), "Гаснет день" (1968-69), "Утихли грозы" (1968).
В конце 1960-х - начале 1970-х годов Сидоров работает много и плодотворно. В душе художника живет стремление к обобщенному образу Родины, передающему ее красоту и величие, к образу, могущему стать ее символом. В 1972 году он выставляет триптих "Моя Родина" - эпический сказ о величии Родины. Триптих включает в себя пейзажи "Подол", олицетворяющий Россию, "Дальние Зеленцы" - первозданное безмолвие Севера и "Голубой Памир" - величественные хребты южных гор.
Поездки художника на Север, Памир, за рубеж вызвали еще более сильное желание писать Россию, ее простую и задушевную красоту, помогли острее почувствовать ее и понять. "Первая зелень. Розовый конь" (1970), "Тропинка" (1970), "Березы у дороги" (1973), "Осенние листья" (1970), "Весенние облака" (1973) - все эти пейзажи говорят о новых гранях творчества Валентина Сидорова. Особое внимание он начинает уделять мотивам с широким открытым горизонтом, расстилающимися далями, что позволяет дать более масштабное представление о России, раскрыть ее песенность. В ряду таких пейзажей "Потянулись птицы к югу" (1971), "Егорьев день" (1975), "Притулиха" (1971-72), "Октябрь" (1973), "Бурный день. Звенит овес" (1975) и другие. В них художник добивается синтеза объективного бытия природы и тех раздумий и чувств, что будит она в душе человека. Валентин Михайлович особое внимание уделяет названиям своих картин, которые всегда отличаются глубиной, поэтическим и философским звучанием.
В.М. Сидоров - Народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), с 1988 года - действительный член, член президиума Академии художеств СССР (с 1992 года - Российская академия художеств), действительный член Академии художеств Киргизии (1998), профессор (1996). В 1972-85 годах - секретарь правления, в 1985-87 годах - 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. С 1987 года по настоящее время является председателем правления Союза художников России.