немецкий музыкальный теоретик, композитор и пианист. Отец Георга Алоиса Шмитта и Карла Густава Шмитта.
Получил первые уроки музыки у своего отца, органиста и директора школы, затем учился в Оффенбахе у Иоганна Антона Андре. Впервые выступил как пианист в 1810 г. Вместе со своим учителем Андре руководил оффенбахским мужским хором, для которого сочинил около 30 кантат. Затем работал в Мюнхене, Берлине, придворным органистом в Ганновере (1826-1829), а затем обосновался во Франкфурте, в 1834 г. стал одним из основателей городского филармонического общества. В 1850 г. был удостоен почетной докторской степени в Гиссенском университете. Написал четыре оперы, оратории «Моисей» и «Руфь», множество симфонических, хоровых и камерных сочинений, в XIX в. практически все его сочинения имели большой успех в Германии, однако преимущественно он был признанным педагогом. Он создал получивший позднее мировую известность сборник упражнений для развития фортепианной техники. Его учениками были Фердинанд Хиллер, Карл Вильгельм, Карл Альменредер, Бертольд Дамке, Карл Вольфсон. Юмористически известен также отзыв педагога о сочинениях 17-летнего Ференца Листа, сводившийся к тому, что у Листа совершенно нет способностей к композиции.