Досье личности

Ценность: 1,583 (12)

Симпатия: 1,583 (12)

дата обновления - 2014-10-15

просмотров - 3

САКЬЯ-ПАНДИТА Гунга-Джалцан

Другое имя: Саж Бандид Гунгаажалцан; Кунга Гьялцен Пэлсангпо

Имя латиницей: Sakya Pandita Gunga-Dzhaltsan

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1182

Дата смерти: 00.00.1251 Возраст (69)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Тигр

География: КИТАЙ, ТИБЕТ.

Ключевые слова: власть, идеолог, политика, правитель.

Anno: 1244

Гунга-Джалцан САКЬЯ-ПАНДИТА

политический и религиозный деятель Тибета. Шестой Сакья Тридзин, он входит четвертым в число четырех «отцов-основателей Сакья» и «пяти превосходных мастеров Тибета» (согласно школе Сакья). Гунга-джалцан обычно именуется в литературе почетным прозвищем Сакья-пандита, подчеркивающим его превосходные познания в области буддийской доктрины и санскрита. Он считается воплощением бодхисаттвы Манджушри, олицетворяющего мудрость всех будд. В линии перерождений панчен-лам, воплощающих Будду Амитабху и начинающейся с ученика Будды Шакьямуни, Субхути, Сакья-пандита – непосредственный предшественник Панчен-ламы I. Известен тем, что сыграл ключевую роль в политико-религиозном альянсе Монгольской империи и Тибета, что значительно изменило последующую историю и культуру в регионе. Сакья-пандита родился в аристократической семье Чжамьянгон. Впоследствии стал главным учеником своего дяди, сакьяского наставника Дагпа Гьялцена (1147-1216). Он принял монашеские обеты укашмирского пандита-просветителя Шакьяшрибхадры (тиб. Каче-Панчен, 1127-1225), прибывшего в Тибет в 1179 г. и проведшего там 10 лет, оказав значительное влияние на тибетскую культуру. Получил широкую известность в буддийском мире благодаря выдающимся знаниям «пяти великих наук» (медицина, грамматика, диалектика и санскритская литература) и «малых наук» (риторика, синонимия, поэзия, хореография и астрология). Он был автором ряда сочинений по этике и логике. В 1219 г. совершил паломничество в Индию и Непал и участвовал в философских диспутах. Был единственным тибетским автором, труды которого были вскоре после написания переведены с тибетского языка на санскрит (обычно, наоборот, труды индийских учителей переводились с санскрита на тибетский). В 1239 г. один из командующих при внуке Чингисхана, втором сыне Угедея Годане, в этот период обитавшем к северу от Тибета в окрестностях Ланьчжоу, Дорда-дархан из племени оймагуд совершил разведывательный поход в Тибет, разорив монастырь школы кадампа Радэнг и Джал-Лхакханг в долине Пэн-юл к северу от Лхасы. Было убито несколько сотен тибетских монахов и мирян, в т. ч. известный наставник Сэтон. Отряд Дорда-дархана вскоре покинул Тибет и проинформировал Годана о результатах разведки, в частности о том, что наибольшим влиянием пользуется школа Сакья. Годан направил главе школы Сакья-пандите приглашение, доставленное одним из чиновников Дорда-дархана. Судя по посланиям Сакья-пандиты, он провел переговоры с другими владетелями Тибета об условиях признания сюзеренитета монгольского хана. Уже тогда, возможно, была актуализирована доктрина чой-йон: не отношения прямого подчинения, а принятие сюзерена в ученики и установление договорных отношений. В 1244 г. Сакья-пандита выехал из Тибета в ставку Годана с целью добиться прекращения военного вмешательства в дела Тибета, в сопровождении двух племянников: десятилетнего Пагба-Лодоя – будущего Пагба-ламы и шестилетнего Чхагны (?-1267), который впоследствии опубликовал его собрание сочинений. Сакья-пандита по пути давал посвящения и прибыл ко двору Годана в окрестностях Ланьчжоу в современной провинции Ганьсу в 1245 г., когда Годан был в Каракоруме на курултае, связанном с избранием великого хана (был избран Гуюк). Встреча Годана и Сакья-Пандиты состоялась только в 1247 г., причем Сакья-пандита исцелил Годана от серьезной болезни. Он получил временный ярлык на правление «тринадцатью туменами (Trikor Chuksum) центрального Тибета». Это гарантировало относительную безопасность Тибета. В Тибете не было единства по отношению к установлению фактического вассалитета от монголов, в т. ч. наставник школы Кадампа Намка-бум выступил против подчинения монголам. В ответ Сакья-пандита написал послание к духовным и светским главам Тибета, объясняющее доктрину чой-йон, информирующее о доминировании Монгольской империи на материке, и разъясняющее состав дани (характерно, что с Тибета не требовалась дань людьми и скотом). Сакья-пандита застал массовое уничтожение китайцев монголами на посещенных им территориях: войска массово загоняли мирных жителей в воду. В ужасе, он проповедовал буддийскую истину о том, что убийство живых существ – ужасное преступление. Тибетские авторы считают, что с его деятельностью связан переход монголов от политики уничтожения китайцев к более умеренным позициям управления.  Он даровал Учение Годану и произвел глубокое впечатление на его двор. Также, В поздних тибетских источниках утверждается, что он создал монгольское письмо, но более ранними описаниями его путешествия это не подтверждается. Возможно, с помощью своего племянника Пагбы Сакья-пандита занялся адаптацией уйгурского письма для перевода буддийских сутр на монгольский язык. Для него был построен дворец-лабранг и монастырь Тулпэ-дэ в окрестностях Ланьчжоу. Это по сей день популярные места паломничества.  Так начал свою реализацию принцип «наставник-милостынедатель», где Тибет выступал не в качестве вассальной территории-данника, а в качестве резиденции опекаемого ханским престолом наставника правящей семьи. Данса (gDan-sa), центральный монастырь Сакья, превратился в столицу Тибета. Правление  школы Сакья продолжалось до середины XIV в., когда в правление Сакья Тридзина XIV Соднам Джалцана один из провинциальных владык (темник) не подчинил себе область Уй, нанеся первый серьезный удар по доминированию Сакья в Тибете.  В 1251 г. Сакья-пандита умер в возрасте 70 лет в Тулпэ-дэ (на территории монастыря сохранилась ступа с его мощами). Поскольку у него не было своей семьи, он назначил своим преемником Пагба-Лодоя, сына своего младшего брата, передав ему белую раковину и чашу для подаяния. После его смерти Пагба-лама продолжил его миссию при дворе Годана, а затем при дворе Хубилая. Позже, в 1251-1252 гг. Тибет впервые с 1239 г., подвергся монгольскому нападению: ряд местных владетелей не уплатил дань, и карательная экспедиция была призвана решить эту проблему. В 1253 г. будущий император Хубилай около 1253 г. направил к Годану посла с приглашением Сакья-пандиты к своему двору. Годан ответил, что наставник уже умер, но есть его племянник. Впоследствии Пагба-лама стал Наставником Государства при воцарении Хубилая.

Медиа (0)
Связи (3)
Источники (1)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх