Досье личности

Ценность: 1,857 (14)

Симпатия: 1,643 (14)

дата обновления - 2014-03-24

просмотров - 8

САБСАЙ Пинхос Владимирович

Другое имя: Сабсай Петр Владимирович

Имя латиницей: Sabsaj Pinkhos Vladimirovich

Пол: мужской

Дата рождения: 19.06.1893

Место рождения: Одесса, Украина

Дата смерти: 25.04.1980 Возраст (86)

Место смерти: Баку, Азербайджан

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Змея

География: АЗЕРБАЙДЖАН, РОССИЯ, СССР, УКРАИНА.

Ключевые слова: искусство, скульптор, художник.

Anno: 1939

Пинхос Владимирович САБСАЙ

российский скульптор, народный художник СССР (1973), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Одесском художественном училище (1908-1915) и ленинградской АХ (1922-1925) у Г. Р. Залемана и А. Т. Матвеева. С 1926 г. жил в Баку, где преподавал (с 1928) в Азербайджанском художественном училище им. А. Азимзаде. Автор памятников М. Ф. Ахундову (бронза, гранит, 1930), С. М. Кирову в Парке им. С. М. Кирова (бронза, гранит, 1939; Государственная премия СССР, 1942) в Баку, В. И. Ленину в Краснодаре (бронза, гранит, 1956) и Баку (бронза, гранит, 1957); многочисленных портретов людей труда, революционеров, деятелей культуры. Работал также в области монументального рельефа.

Медиа (3)

Пинхос Владимирович САБСАЙ в фотографиях:

Связи (5)
Источники (4)
  • В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • http://ru.local.co.il
  • http://ru.wikipedia.org
Факты (1 )

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Из цикла "Записки несостоявшегося художника" Михаил ШПАНИН, Пардес-Хана Мы не ошибемся, если скажем, что самым известным скульптором Азербайджана в годы советской власти был наш соплеменник Пинхос Сабсай, народный художник СССР (1973), действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии. С его именем связано становление почти всех молодых советских скульпторов Азербайджана. Автору этих строк довелось в течение двух лет общаться с этим выдающимся мастером. Пинхос Сабсай (Петр Владимирович) родился в 1893 году в Одессе. Учился он в местном художественном училище, которое окончил в 1915 году. В 1922 году поступил в Ленинградскую Академию художеств, и после ее окончания, с 1926 года, жил и работал в Баку, где с 1928 года стал преподавать в Азербайджанском художественном училище им. Азима Азим-заде. В 1930 году в городе был установлен памятник известному азербайджанскому просветителю Мирза Фатали Ахундову работы Сабсая. Это был один из первых памятников, установленных в годы советской власти в Азербайджане. Осенью 1939 года мы, студенты художественного училища, впервые переступили порог скульптурной мастерской, находившейся в бывшей немецкой кирхе на Телефонной улице. Здесь и состоялось первое знакомство с нашим преподавателем Петром Владимировичем Сабсаем. Еврейские имена в ту пору не были в моде, и поэтому сам скульптор не возражал, чтобы его так называли. Перед нами стоял человек выше среднего роста, крепкого сложения, с пролысинами на голове и голубыми глазами. Он слегка картавил. Но картавинка не мешала ощущению того, что перед тобой - человек высокой культуры. Всех своих учеников он неизменно называл на "вы". В первый день нашего знакомства каждый из нас рассказал о своих творческих успехах до поступления в художественное училище. Но один из наших студентов, Мирали Миркасимов, этого сделать не мог - по той причине, что он был глухонемым. Было очевидно, что это обстоятельство очень озадачило Сабсая. Видимо, у него возникло сомнение в том, что ему удастся установить контакт с таким студентом. Войдя вместе с Сабсаем в зал помещения, мы увидели огромную фигуру будущего памятника С.М.Кирову, окруженную со всех сторон лесами и укрытую мокрыми простынями. Поднятая рука и голова монумента почти упирались в свод потолка зала. Петр Владимирович уже завершал работу. Для нее скульптору привезли из Финляндии специальную глину белого цвета, которая сохла медленнее, чем обычная, что очень важно было для долговременной работы. Предварительно Сабсай вылепил скульптуру меньшего размера. В мастерскую приходили натурщики, которые позировали ему. Изготавливать увеличенный вариант скульптуры Сабсаю помогали его ученики. Когда работа была закончена, ее разрезали по горизонтали на несколько частей. Каждую часть после соответствующей обработки упаковали в специальные ящики и отправили в Ленинград на завод "Монумент-скульптура" на котором отливали из бронзы все памятники страны. А затем части фигуры привезли на выбранное для памятника место в бакинском Нагорном парке, где монумент был собран на пьедестале. Новый памятник был виден из разных районов города. Читатель имеет возможность увидеть этот не существующий ныне монумент на публикуемой нами фотографии. А ведь этот памятник стал своего рода символом Баку, без которого не публиковалась ни одна панорама города... Сабсай не раз возвращался к занимавшему его в то время образу. Им был выполнен из мрамора бюст Кирова, который много лет экспонировался в музее этого деятеля в Баку. В 1942 году П.В.Сабсай стал лауреатом Государственной премии. Мастер монументальной скульптуры создал целую галерею портретов людей труда, деятелей культуры и науки. А одной из лучших работ Сабсая стал портрет А.С.Пушкина "Элегия". * * * Учеников у Пинхоса Сабсая было много, но мне хотелось бы еще раз вспомнить уже знакомого читателю нашего сокурсника Мирали Миркасимова. Многое можем рассказать о творческом мастерстве скульптора Сабсая и его педагогической деятельности. Однако не все о нем будет сказано, если не остановиться на его уникальном педагогическом опыте работы с глухонемым учеником, ставшим впоследствии известным азербайджанским скульптором. Работая рядом с Мирали, я стал свидетелем развития отношений между учителем и его глухонемым учеником. Первое время Сабсай не мог установить с ним необходимого контакта. Но со временем они научились понимать друг друга с "полумычания". Замечу, официальные биографы скульптора предпочитали не говорить о его физическом недостатке. Возможно, чтобы не задеть Мирали за живое. Но скульптор Миркасимов ушел из жизни несколько лет тому назад, и, как мне кажется, настало время не только говорить об этом уникальном событии в истории изобразительного искусства, но и изучать опыт преподавания тому, кто тебя не слышит и кто не может тебя о чем-либо спросить. В послевоенное время искусство Азербайджана вступило в стадию художественной зрелости. Его лучшие образцы обрели славу далеко за пределами республики и в этом немалая заслуга нашего соплеменника - скульптора Пинхоса Сабсая. Сабсай прожил долгую плодотворную жизнь и в 87-летнем возрасте был похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх