русский религиозный философ, писательница, общественный деятель. Жена Н. К. Рериха. Утверждала, что методом яснослышания получала послания от Махатмы Мориа. На основе ее дневниковых записей была издана серия книг о религиозно-философском учении «Живой этики» («Агни Йога»). Организатор и участница культурно-просветительской деятельности, развернутой под руководством Н. Рериха в США в 20-е гг.; участница экспедиции, организованной Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии (1924-1928); почетный президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, почетный президент-основатель музея Н. Рериха в Нью-Йорке. Перевела на русский язык два тома «Тайной Доктрины» Е. Блаватской, а также избранные Письма Махатм («Чаша Востока»). Идеи, изложенные ею в «Агни Йоге», оказали сильное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.
Родилась в семье известного петербургского академика архитектуры И. И. Шапошникова. В 1895 г. с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге. По завершении гимназии поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. После окончания школы собиралась продолжить обучение в Петербургской консерватории. Но родственники, опасаясь, что она увлечется революционными настроениями в студенческой среде, запретили ей поступать. Часто проводила лето с матерью в Бологом Новгородской губернии. В 1899 г. там состоялась ее встреча с художником и археологом Н. К. Рерихом. В 1901 г. они обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург). Рерих поддерживала все начинания мужа, вникала во все сферы его культурной деятельности. В 1903-1904 гг. в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи совершили путешествие по сорока древнерусским городам, во время которого она фотографировала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Овладевала мастерством реставратора.
В 1916 г. семья Рерихов из-за тяжелой болезни легких Н. К. Рериха по настоянию врачей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. В 1918 г. Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Рерихи оказались отрезанными от России. В 1919 г. семья выехала в Англию и поселилась в Лондоне. В Лондоне началось их сближение с Теософским обществом, основанным Е. П. Блаватской. К теософам их привел В. А. Шибаев. В июле 1920 г. они получили приветственное письмо и официальные удостоверения о членстве в Теософическом обществе английского отделения в Лондоне, подписанные президентом Общества А. Безант и генеральным секретарем английского отделения Г. Бейли Увером. В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритическими опытами, в которых Рерих участвовал с 1900 г. В эмиграции с весны 1920 г. уже вся семья Рерихов была увлечена спиритизмом, в их доме проводились «сеансы», на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. В 1920 г. Н. К. Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Вместе с мужем и детьми она выехала в Нью-Йорк. Там под руководством Н. К. Рериха была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Ее кульминацией стало создание в Америке таких культурных организаций как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международное объединение художников «Cor Ardens» Международный художественный центр «Corona Mundi». В декабре 1923 г. семья отправилась в Индию. В это время принимает у мужа эстафету записи духовных посланий и наставлений «свыше», которые меняют свой обобщенный духовно-поэтический характер (книги Н. К. Рериха «Листы Сада Мории», «Цветы Мории») на более содержательный и дидактически-прикладной. С 1924 по 1928 гг. участвовала в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета. В ходе экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы. Особое внимание уделено проблеме исторического единства культур разных народов. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 г. основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»).
В апреле 1925 г., во время пребывания экспедиции Н. К. Рериха в Гульмарге (Северо-Западная Индия), приступила к переводу с английского языка на русский обширной выборки из вышедших в Лондоне в 1923 г. «Писем Махатм», посвященной изложению восточных доктрин и истории основания Теософского Общества. Выборка составила отдельную книгу под названием «Чаша Востока» и в том же году вышла под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 г. в Монголии была издана рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана. Там же в Монголии в 1927 г., вышла в свет одна из книг Живой Этики – «Община». В первой половине 1930-х гг. перевела на русский язык два тома фундаментального труда Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина».
Особое место в творчестве Е. И. Рерих занимает ее эпистолярное наследие. Она вела переписку более чем со 140 корреспондентами. В 1940 г. в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих», который неоднократно переиздавался. Во время Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934-1935) она также вела деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность в поддержку Пакта Рериха – Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Итогом этого труда стало подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 гг. главами 22 стран, включая США. После смерти мужа, в январе 1948 г. вместе со старшим сыном переехала в Дели, а затем в Кхандалу (пригород Бомбея), где они ожидали прибытия парохода из России, который должен был привезти им въездные визы на Родину. Но в визах им было отказано. Они поселились в Калимпонге (Восточные Гималаи), так и не получив разрешение на возвращение.