французский революционер, анархист, автор слов гимна «Интернационал»; член Первого интернационала и участник Парижской коммуны 1871 г.
Поэтический дебют состоялся в дни Июльской революции. В 1840-х гг. обратился к социальной поэзии. В эпоху предреволюционного кризиса 1847 г. выступил с песней «Пустой желудок» и другими, рисующими тяжелое положение народных масс и отражающими их революционные настроения. Горячо поддержал Февральскую революцию, сражался на парижских баррикадах. Разочарование в демократии, мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания проявляются в песнях «Кровопийцы», «Старый дом на слом». Политический кризис, предшествующий Франко-прусской войне, привел поэта в ряды революционеров-социалистов. В 1870 г. он вступил во французскую секцию Интернационала, вместе с организованным им синдикатом разрисовщиков ткани. Подписал обращение к германским социалистам против войны. Избран делегатом в ЦК Национальной гвардии. Один из подготовивших провозглашение Коммуны. В апреле 1871 г. был избран членом Коммуны на дополнительных выборах. Принял участие в ряде социальных мероприятий. Сражался на последних баррикадах.
Скрываясь от властей в июне 1871 г., в Париже, создал «Интернационал» – свое самое знаменитое произведение. В июле 1871 г. бежал в Англию. Здесь была написана песня-поэма «Жан-Рабочие руки», описывающая печальную судьбу рядового рабочего. В 1873 г. из-за нужды переехал в США, продолжая участвовать в рабочем движении и здесь. В 1876 г. при образовании Рабочей партии посвятил ей стихотворный адрес, вскрывающий в памфлетной форме противоречия между трудом и капиталом. По случаю приезда на всемирную выставку 1876 г. в Филадельфии французской рабочей делегации издал стихотворную брошюру «Рабочие Америки рабочим Франции», обнажающую оборотную, неприглядную сторону достижений капитализма. К американскому периоду относится и поэма «La Commune de Paris», признающая ошибки Коммуны и рисующая картину кровавого торжества буржуазии.
В 1880 г., после объявления общей амнистии коммунаров, вернулся во Францию. К тому времени его разбил паралич. Примкнул к свежесозданной Рабочей партии под руководством Геда. К последним годам жизни относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочих и критике буржуазного общества, вобравших в себя огромный жизненный и исторический опыт поэта. В 1880 г. он написал свою песнь-поэму «Жан-бедняк», превратив старинный образ Горемыки французской лубочной литературы в рабочего-коммунара. До самой смерти оставался певцом Коммуны.