германский композитор и церковный музыкальный директор, писатель и мемуарист.
Сын медика Морица Наумана, внук композитора Иоганна Готлиба Наумана. После начального изучения музыки во Франкфурте-на-Майне с 1842 по 1846 гг. обучался у Феликса Мендельсона в Лейпцигской консерватории. В 1850 г. сменил Отто Николаи на посту директора придворной церкви в Берлине. В этом качестве опубликовал в 1856 г. труд «О введении псалмопения в евангелической церкви»; для придворного церковного хора написал три тома «Псалмов на все воскресные и праздничные дни евангелического церковного года». С 1873 г. преподавал в Дрезденской консерватории эстетику и историю музыки.
Большой известностью пользовалась его книга «Музыка в истории культуры» (1869-1870, за эту работу он получил почетную степень доктора философии), а также его мемуары. Известны его работы «Немецкие композиторы» (1871) и «Nachklänge» (1872). Из его композиций наиболее известны оратория «Christus der Friedensbote», месса, кантата в честь прусских побед 1866 г., опера «Юдифь». Другие известные труды: «Italienische Tondichter» (1876), «Zukunftsmusik und die Musik der Zukunft» (1877), «Иллюстрированная история музыки» (1880-1885)