китайский писатель и педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2012 г. за «его галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». В 11 лет был вынужден оставить школу из-за «культурной революции». В 1976 г. вступил в армию, где стал кадровым политработником. В 1981 г. написал первое свое произведение «Народная музыка». В 1986 г. окончил факультет литературы Института искусств НОАК, в 1991 г. получил степень магистра в области литературы и искусства Пекинского педагогического университета. С 1986 г. – член Союза писателей Китая. Вышел в отставку из рядов вооруженных сил в 1997 г. и стал редактором газеты «Цзяньча жибао», начал писать сценарии для кино и телевидения. Занимает пост заместителя председателя Ассоциации писателей Китая. Почетный доктор филологии Открытого университета Гонконга (2005), приглашенный профессор Университета науки и технологий в Циндао (с 2011).
За пределами Китая наиболее известен как автор повести «Красный гаолян» (1986), по которой в 1987 г. режиссер Чжан Имоу снял фильм с одноименным названием. В 2000 г. еженедельник «Asiaweek» включил «Красный гаолян» в перечень 100 лучших китайских романов XX в. Китайская критика относит его творчество к «литературе поиска корней» и «магическому реализму». Автор 11 романов и более 70 коротких рассказов, среди которых: «Большая грудь, широкий зад» (1995), «Сандаловая казнь» (2001), «41 орудие», «Усталость жизни и смерти» (2006), «Страна вина» (1993), «Лягушка» (2009, посвященный проблеме рождаемости в Китае), сборник эссе «Говори, Мо Янь!» (в 3 тт.) и др. По его произведениям были сняты фильмы: «Счастье на час» (2000), «Девушка Нуань» (2003). Премия великих писателей (1997), премия «Динцзюнь» (2003), премия им. Мао Дуня (2011). Лауреат Нейштадтской литературной премии (США, 1998).