российский живописец, график. Из семьи почтмейстера. Учился в Полтавском доме воспитания бедных дворян (1818-1822), в Нежинской гимназии высших наук князя А. А. Безбородко (1824-1830), где получил первые навыки в рисовании под руководством К. С. Павлова. В 1831 г. переехал в Санкт-Петербург; служил канцеляристом при Департаменте горных и соляных дел (1831-1832), писарем при журналисте экспедиции Ссудной казны санкт-петербургского опекунского совета (1832), выполнял литературные переводы для периодических изданий. Параллельно в качестве вольноприходящего ученика посещал (1831-1833) классы Императорской академии художеств (ИАХ); учился у А. Г. Венецианова. В 1833 г. уехал на родину, но в 1834 г. вернулся в Петербург и возобновил занятия в ИАХ, с 1836 г. занимался в классе исторической живописи у К. П. Брюллова. В 1835 г. за «Портрет Е. И. Пузино» был награжден малой серебряной медалью и стал пенсионером ИАХ, продолжая занятия у Венецианова. В 1838 г. за картину «Святой Себастьян» и «Портрет Ф. И. Эппингера» награжден большой серебряной медалью. В 1839 г. за картину «Римлянка, кормящая грудью отца в темнице» получил малую золотую медаль и звание неклассного (свободного) художника. В конце того же года уехал в Пирятин. В августе 1841 г. на собственные средства отправился в Италию. Жил в Риме. В 1844 и 1846 гг. получал от ИАХ единовременные денежные пособия. В 1849 г. вернулся в Россию. В том же году за «Портрет преосвященного Никанора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского», а также за другие известные Академии работы удостоен звания академика. Работал как исторический живописец, портретист, пейзажист. С 1851 г. жил в Москве, где был принят на службу в МУЖВЗ (по рекомендации В. И. Григоровича). Преподавал в МУЖВЗ (1851-1861), исполнял обязанности смотрителя классов. Вел курс рисования в Константиновском межевом институте и 2-й московской гимназии. Среди его учеников – В. Г. Перов, И. И. Шишкин, И. М. Прянишников. Вел курс теории изящных искусств в МУЖВЗ и Строгановском училище технического рисования. Автор воспоминаний о К. П. Брюллове («Отечественные записки», 1855, № 12), А. Г. Венецианове и его учениках («Отечественные записки», 1857, № 11). Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в т. ч. в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.