21.02.2011 Ю.А.Белецкий
МИХОЭЛС, СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ (1890–1948), еврейский артист, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1939), лауреат Государственной премии СССР (1946). Родился 4 (16) марта 1890 в Двинске в патриархальной семье, в хедере изучал Библию, Талмуд, еврейскую грамоту. С 13 лет, по воспоминаниям, начал «систематически обучаться светским наукам и русскому языку». К тому же времени относится увлечение театром, начавшись с традиционных «Пурим-шпилей» (театрализованных обрядовых представлений во время праздника Пурим). В 1905 поступил в Рижское реальное училище Ф.Германа, в 1910 – в Киевский коммерческий институт, где процентная норма была введена только в 1912. Исследователи называют несколько причин того, почему студент Ш.Вовси оставил институт: отчисление из-за участия в студенческих беспорядках, связанных с годовщиной смерти Л.Н.Толстого (документальные подтверждения отсутствуют), начавшиеся преследования евреев и отсутствие разрешения на проживание в Киеве, сложное материальное положение семьи после смерти отца в 1911. В 1915 поступил на юридический факультет Петроградского университета, проучился до 1918 и был принят в театральную студию А.М.Грановского. В воспоминаниях вдовы Грановского А.В.Азарх-Грановской о Михоэлсе сказано: «Он получил большую еврейскую культуру. Великолепно знал язык, знал обычаи, религию гораздо больше, чем это знал Грановский... При этом он, конечно, прекрасно знал русскую литературу... массу читал, массу знал. Очень был образован и эрудирован... Грановский мечтал о таких актерах... Мысль Грановского он как бы просвечивал рентгеновскими лучами и разъяснял и растолковывал смысл ее».
С момента организации студии и до того дня, когда Грановский не вернулся в Москву после гастрольной поездки ГОСЕТа (1928), имена режиссера и актера были тесно связаны между собой. Псевдоним «Михоэлс» был принят артистом в 1919 после первых спектаклей Еврейской театральной студии – Слепых М.Метерлинка, где он сыграл Первого слепорожденного, и Греха Ш.Аша (роль Старого еврея). В 1919 Грановский поставил в числе других одноактовых спектаклей пьесу Михоэлса Строитель, в которой молодой автор сыграл роль Духа былого, и в том же году получил роль Уриеля Акосты в одноименной трагедии К.Гуцкова. Критика отметила эти первые, еще довольно робкие шаги актера на подмостках. В 1920 студия переехала в Москву и 1 января 1921 показала свой первый спектакль – Вечер Шолом-Алейхема (Михоэлс играл Менахема-Менделя в Агентах и Алтера в Мазлтов).
В том же 1921 Михоэлс сыграл одну из прославивших его ролей – Шапшовича в Боге мести Аша. Одна из первых больших ролей артиста выявила его умение обозначить «трагические высоты на несовершенном материале, борьбу добра и зла в душе человека» (Марков). Вскоре Михоэлс начал первые шаги в режиссуре: Грановский привлек его к работе над спектаклем Мистерия-Буфф В.В.Маяковского, который он ставил на немецком языке (в переводе Риты Райт) для делегатов III Конгресса Коминтерна. Михоэлс был режиссером-ассистентом на этом спектакле и исполнял в нем роль Интеллигента. В 1922 Михоэлс сыграл Уриеля Акосту во второй редакции спектакля Грановского по Гуцкову; по мнению критиков, артист особенно выразительно выделил в своем персонаже «безудержный бунт мысли, бросающий вызов косности и лицемерию». Любовная линия отходила в сторону. Актеру «как будто бы хотелось создать театр чистой мысли», в чем сказывался «юношеский романтизм поры военного коммунизма... как была знакома нам, молодежи двадцатых годов, эта суровая ригористичность, это знамение первых лет революции» (Марков). В том же году была сыграна и роль Гоцмаха в Колдунье А.Гольдфадена, а год спустя, в 1923, Михоэлс сыграл Шимеле Сорокера в музыкальной комедии по Шолом-Алейхему 200 тысяч и был отмечен критикой: «исключительным артистом исключительного дарования» назвал Михоэлса А.Соболь.
В 1924 Михоэлс сыграл Лейбиша в спектакле Три еврейские изюминки И.Добрушина и Н.Ойслендера, где также ассистировал Грановскому как режиссер. В 1925 снялся в кино (роль Менахема-Менделя в фильме Еврейское счастье по Шолом-Алейхему, реж. Грановский) и сыграл в театре трагикомическую роль Бадхена в спектакле Ночь на старом рынке И.-Л.Переца. После спектакля Путешествие Вениамина Ш по Менделе Мойхеру-Сфориму (1927) Г.Рыклин писал: «прекрасно очерченный тип местечкового Дон-Кихота-Вениамина... Михоэлс остается на прежней высоте».
В 1928 ГОСЕТ собирался в длительные зарубежные гастроли, но еще перед отъездом была сыграна премьера спектакля Человек воздуха по Шолом-Алейхему, где Михоэлс виртуозно сыграл роль Менахема-Менделя, явив «маленького человека», который «смеется сквозь слезы над своим горе-героем, сообщая ему большую человеческую теплоту и убедительность» (И.Крути). В декабре 1928 гастроли ГОСЕТа были прерваны приказом вернуться в СССР. Труппа возвратилась в Москву без Грановского, и в 1929 Михоэлс был назначен новым художественным руководителем театра. В эти годы Михоэлс открыто выступал в защиту «невозвращенца» Грановского, пытался помочь учителю и своему театру. Обеспокоенный будущим театра и не считая себя тем режиссером, который может обеспечить ГОСЕТу прежний высокий уровень творчества, Михоэлс пригласил режиссера С.Радлова, который в 1930 поставил Глухого Д.Бергельсона (Михоэлс сыграл главную роль). Последующие спектакли Михоэлс, не до конца удовлетворенный работой Радлова, ставил вместе с ним.
Понимая, что труппа нуждается в пополнении, Михоэлс добился открытия при ГОСЕТе театрального техникума, где преподавал актерское мастерство. Сохранившиеся планы его лекций и конспекты бывших студентов техникума свидетельствуют о педагогическом даре Михоэлса, попытке создать собственную систему актерского мастерства (известно, что Михоэлс не раз выступал против универсального понимания системы Станиславского, против ее насильственного навязывания, доказывая, что система при слишком буквальном и прямолинейном подходе мешает проявляться глубоко индивидуальным чертам характера актера). Критики и мемуаристы оставили немало свидетельств того, что Михоэлс в своей работе руководствовался «собственной системой»: отмечают богатство и глубокую самобытность его жестов, работу над мелодикой голоса, а главное – собственную тему артиста. «Тема Михоэлса – явно трагическая... Для Михоэлса любой, даже самый великий образ меньше его самого, актер с самого начала становился хозяином образа. Михоэлс принципиально использовал грим в минимальном количестве, стремясь как можно полнее открыть собственное лицо, лицо творца, по образу и подобию которого создается персонаж».
На протяжении последующих лет Михоэлс открыто выражал неудовлетворенность репертуаром ГОСЕТа (спектакли Нит гедайгет П.Маркиша, 1931; Четыре дня М.Даниэля, 1931; Спец Добрушина и И.Нусинова, 1932; Мера строгости Бергельсона, 1933), стремится выстроить репертуар художественно выразительный – и обеспеченный идеологически, чтобы ГОСЕТ не могли упрекнуть в недостаточной проповеди социалистических идей. Решить эту задачу на одной еврейской тематике театр не мог. В 1934 в репертуаре театра появился спектакль Миллионер, дантист и бедняк по Э.Лабишу, поставленный французским режиссером Л.Муссинаком (Михоэлс играл дантиста Гредана и, по свидетельству Ж.-Р.Блока, создал образ, «не раз соприкасающийся по своей выразительности с лучшими образами Чаплина»). В 1935 афиша ГОСЕТа украсилась Королем Лиром У.Шекспира, поставленным Радловым (художник А.Тышлер), где Михоэлс сыграл одну из лучших своих ролей – Лира. Марков назвал эту работу «полным переворотом в актерском решении шекспировских образов». Г.Крэг писал: «Мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира на театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».
Из спектаклей, поставленных в ГОСЕТе до войны, отмечают работы Михоэла-режиссера Разбойник Бойтре М.Кульбака (1936), Суламифь С.Галкина по Гольдфадену (1937), Семья Овадис Маркиша (1937). В 1938 Михоэлс с успехом снялся в фильме Семья Оппенгейм по роману Л.Фейхтвангера (реж. Г.Рошаль), а год спустя в ГОСЕТе пошел в его постановке Тевье-молочник по Шолом-Алейхему (инсценировка Добрушина и Ойслендера, Михоэлс в главной роли). Тевье Михоэлса, писал Марков, как бы подвел итог ролям артиста из еврейской классики, в образ своего персонажа артист «вложил всю силу своего оптимизма и веры в народ». Много лет Михоэлс мечтал о роли Ричарда III и в 1939 приступил к репетициям, однако постановка не была осуществлена.
В 1939 Михоэлс вошел в состав художественного совета Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. В 1940 в ЦДРИ торжественно праздновалось 50-летие артиста, в 1941 Михоэлсу было присуждено ученое звание профессора. Казалось, тяжелая пора ГОСЕТа завершилась, но это были лишь внешние знаки.
В августе 1941 Михоэлс был избран председателем Антифашистского еврейского комитета, и это стало началом трагедии. В 1943, когда ГОСЕТ еще находился в эвакуации и работал в Ташкенте (здесь Михоэлс консультировал постановку оперы А.Козловского Улугбек в Узбекском государственном театре оперы и балета, ставил в Узбекском театре драмы им. Хамзы пьесу Муканна Х.Алимджана), Михоэлс (вместе с И.Фефером) был делегирован Антифашистским комитетом в США, Канаду, Мексику и Великобританию для сбора денег и рассказа о жизни советских евреев. Из поездки Михоэлс вернулся 10 декабря 1943 и, по воспоминаниям дочери актера Н.С.Вовси-Михоэлс, четыре года, что оставались до гибели Михоэлса, были для него чрезвычайно тяжелыми. За это время он сделал всего два спектакля, один из которых Принц Реубейни Бергельсона, так и не был выпущен. В 1945 Михоэлс выпустил свой последний спектакль – Фрейлехс З.Шнеера (Окуня), названный настоящей режиссерской победой выдающегося актера (в 1946 за спектакль Михоэлс был удостоен Государственной премии).
Михоэлс погиб 13 января 1948 в Минске, где находился по делам Комитета по государственным премиям. Есть версия, что автомобильная катастрофа была инсценировкой убийства. Вскоре после смерти артиста и режиссера перестал существовать и его театр.
http://www.krugosvet.ru/articles/96/1009677/1009677a1.htm
Подробная биография:
Михоэлс, Соломон Михайлович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Имя при рождении: Соломон Михайлович Вовси
Дата рождения: 1890
Место рождения: Двинск, Витебская губерния Российская Империя
Дата смерти: 13 января 1948
Место смерти: Минск, БССР
Гражданство: СССР
Профессия: актёр
Соломон Михайлович Михоэлс (идиш שלמה מיכאָעלס‎ Шлоймэ Михоэлс; настоящая фамилия Вовси; 1890—1948) — советский еврейский театральный актёр и режиссёр, педагог, общественный и государственный деятель. Организатор еврейского национального театра ГОСЕТ, руководитель Еврейского антифашистского комитета, член Художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (с 1939). Народный артист СССР (1939), лауреат Сталинской премии (1946). Убит сотрудниками МГБ в начале антисемитской кампании, организованной за несколько лет до смерти Сталина.
Биография
Михоэлс Соломон Вовси родился 4 (16) марта 1890 года в Двинске (в то время Витебская губерния, черта оседлости, ныне — Даугавпилс, Латвия), в патриархальной еврейской семье. Получил традиционное иудейское начальное образование в хедере. По словам самого актера, он «лишь в тринадцать лет начал обучаться систематически светским наукам и русскому языку». Затем в 1905 году поступил в реальное училище в Риге и в 1908 г. окончил его. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, но не окончил его — был исключен за участие в студенческих волнениях. С 1915 по 1918 год также учился на юридическом факультете Петербургского университета.
После Октябрьской революции в 1918 году поступил в организованную в Петрограде Еврейскую театральную студию А. М. Грановского. С 1919 г. активно играл на сцене. Играл в пьесах «Слепые» Метерлинка (постановка А. Грановского), «Амнон и Томор» Ш. Аша, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, в собственной пьесе «Строитель».
В 1920 году вместе со студией переехал в Москву. В 1925 году преобразовал студию в Московский государственный еврейский театр, а с 1929 года стал художественным руководителем этого театра.
В 1928 году Михоэлс гастролировал с ГОСЕТ в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Австрии.
Наряду с театральной работой Михоэлс преподавал в училище при Московском еврейском театре (с 1941 года — профессор).
В годы Великой Отечественной войны вместе с театром ГОСЕТ в 1941 году отправился в эвакуацию в Ташкент, где участвовал в работе не только еврейского театра, но и в Узбекского театра драмы им. Хамзы, а также Узбекского государственного театра оперы и балета.
В феврале 1942 года, когда по инициативе советского руководства для «вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире» был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), Михоэлс стал первым председателем этого комитета. В 1943 году от ЕАК ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию.
Михоэлс также был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств.
Согласно официальной версии, Михоэлс в ночь с 12 на 13 января 1948 года во время поездки в Минск был сбит грузовиком вместе с его приятелем, литератором Сергеем Голубовым, погиб под колесами грузовика. По официальной версии это был несчастный случай, Михоэлсу были устроены государственные похороны и выпущены сборники его памяти. ГОСЕТу было присвоено имя Михоэлса (в начале 1949 г. имя снято). Однако в 1953 г., после ареста Виктора Абакумова, бывшего Министра госбезопасности СССР, стала известна другая версия, согласно которой на Михоэлса было совершено умышленное покушение, спланированное агентами МГБ[1]. Согласно показаниям самого Абакумова, Михоэлс был убит по личному приказу Сталина сотрудниками МГБ под руководством генерал-лейтенантов Огольцова и Цанавы (глава МГБ Белоруссии) и полковника Шубнякова[2]. Из воспоминаний заслуженной артистки БССР Юдифи Арончик: «Соломон Михайлович просидел у нас до половины восьмого утра. Говорили, говорили, говорили. От усталости ли, от горького ли какого-то предчувствия при прощании, он вдруг подавленно вымолвил: „Я, наверное, скоро умру…“ Я стала растерянно укорять его за эти слова. Хотя в самой что-то дрогнуло. Попрощались мы только до вечера. Кто мог подумать, что это прощание было навсегда!»
Согласно показаниям Цанавы:
Примерно в 10 часов вечера МИХОЭЛСА и ГОЛУБОВА завезли во двор дачи (речь идет о даче ЦАНАВЫ на окраине Минска). Они немедленно с машины были сняты и раздавлены грузовой автомашиной. Примерно в 12 часов ночи, когда по городу Минску движение публики сокращается, трупы МИХОЭЛСА и ГОЛУБОВА были погружены на грузовую машину, отвезены и брошены на одной из глухих улиц города. Утром они были обнаружены рабочими, которые об этом сообщили в милицию[3]
На заседании ЕАКВ том же 1948 году ЕАК был распущен, а большинство его участников вскоре подверглись репрессиям. В июле 1949 года был закрыт и театр ГОСЕТ.
Во время дела врачей в начале 1953 года был арестован двоюродный брат Михоэлса военный врач М. С. Вовси, а сам Михоэлс посмертно объявлен участником заговора врачей. Из аппарата ЦК поступило указание изъять из библиотек все книги и альбомы о Михоэлсе. Из-за последовавшей через месяц с небольшим смерти Сталина и освобождения арестованных по делу имя Михоэлса не удалось сделать запретным, но театр ГОСЕТ так и не был восстановлен.
Работа в театре
Актёр
Вениамин III («Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима)
Лир («Король Лир» Шекспира, 1935)
Тевье-молочник («Тевье-молочник» Шолом Алейхема, 1938).
дантист Гредан («Миллионер, дантист и бедняк»),
Глухой («Глухой» Д.Бергельсона)
Режиссёр
«Нит гедайгет» П. Маркиша (1931)
«Разбойник Бойтре» М.Кульбака (1936);
«Семья Овадиса» П.Маркиша (1937);
«Суламифь» С.Галкина (1937);
«Тевье-молочник» Шолома Алейхема (1938 — ГОСЕТ, 1940 — Харьковский театр украинской драмы);
«Соломон Маймон» М.Даниэля (1940);
«Блуждающие звезды» Шолома-Алейхема (1941);
«Муканна» Х.Алимджана (Узбекский театр драмы имени Хамзы, 1943);
«Фрейлехс» З.Шнеера (1945, Сталинская премия, 1946);
«Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова (1946).
Фильмография
1925 — Еврейское счастье — актёр
1932 — Возвращение Нейтана Беккера — актёр
1935 — Лунный камень («Памир») — актёр
1936 — Искатели счастья — консультант
1936 — Цирк — актёр
1938 — Семья Оппенгейм — актёр
Голос Михоэлса также звучит в фильме «Конь белый» (1993).
Библиография
Статьи. Беседы. Речи. Воспоминания о Михоэлсе, 2 изд., М., 1965.
Гринвальд Я. Б., Михоэлс, М., 1948
М. Е. Котлярова. Плечо Михоэлса: Воспоминания актрисы ГОСЕТа. — М.: Библиотечка газеты «Тарбут», 2003. — 240 с.
В. В. Левашов. Убийство Михоэлса: Роман. — М.: Агентство "КРПА «Олимп», 2002
Н. С. Вовси-Михоэлс. Мой отец Соломон Михоэлс: Воспоминания о жизни и гибели. — М.: «Возвращение», 1997.
М. М. Гейзер. Михоэлс. Жизнь и смерть. — М.: Журналистское агентство «Гласность» Союза журналистов РФ, 1998.
Михоэлс/ М. Загорский. — М.; Л., 1927.
Ссылки
На Викискладе есть медиафайлы по теме Соломон Михоэлс
Подборка материалов о Михоэлсе с ГОСЕТ
Михоэлс Соломон Михайлович
Соломон Михоэлс(англ.) на сайте Internet Movie Database
Жорес Медведев Убийство Соломона Михоэлса // Сталин и еврейская проблема. Новый анализ
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D1%81