голландский художник. Получил прозвище Великий фальсификатор, прославился подделкой картин Вермеера Дельфтского и Питера де Хоха, а также других великих голландских мастеров XVII в. Особую известность приобрел после скандала вокруг самой крупной живописной подделки столетия – картины «Христос в Эммаусе», выданной им за шедевр Яна Вермеера. На своих подделках он заработал свыше 8 миллионов гульденов (25-30 млн долларов в перерасчете на современный курс). В детстве увлекался живописью, мечтал стать художником. Учился в Делфтском техническом университете на архитектурной специальности. И вскоре стал помощником преподавателя на отделении искусства и архитектуры. За великолепный акварельный рисунок интерьера церкви, стилизованный под технику XVII в., получил высшую награду – Золотую медаль. Регулярно писал статьи для журнала «De Kemphaan», основанного в 1928 г. Журнал был посвящен критике современного искусства, и просуществовал всего два года. Обложки этого журнала также были разработаны художником. В 1921 г. провел три месяца путешествуя по Италии, изучая итальянских мастеров и в 1922 г. он провел выставку картин на библейскую тематику. Первые четыре картины, выполненные в стиле XVII в., так и не были проданы: «Гитаристка», «Женщина, читающая ноты» в стиле Вермеера, «Женщина с бокалом» в стиле Франса Хальса и «Портрет молодого человека» в стиле Терборха. В 1938 г. удалился в Ниццу, где написал еще две подделки – «Игроки в карты» и «Пирушка» в стиле Питера Хоха. Помимо того, написал «Тайную Вечерю», опять же подражая стилю Вермеера, но из-за угрозы войны он вернулся в Голландию, оставив картины в Ницце. В 1941-1943 гг. написал еще серию картин «под Вермеера». В основном это были полотна религиозного жанра. В 1943 г. художник продал Герману Герингу свою новую работу «Христос и судьи», выдавая ее за Вермеера. За эту картину он запросил 1600 тысяч гульденов. На тот момент это была чуть ли не рекордная сумма, уплаченная за произведение кого-либо из старых мастеров. В 1945 г. американский капитан Гарри Андерсон обнаружил «Христа и судей» в коллекции Геринга. Американцы установили, что продавцом картины выступил художник. Голландские власти предъявили ему обвинение в распродаже национального культурного достояния. За коллаборационизм ему грозил солидный тюремный срок, так как его подделки все еще считались подлинниками. 29 мая 1945 г. он был взят под стражу. После двух недель тюремного заключения он заявил, что на самом деле проданные им картины являются подделками. Для проверки подлинности его заявлений голландское правительство на шесть недель поместило художника под арест в специально арендованном доме, где тот должен был под наблюдением написать подделку. Так появилась его последняя картина – «Молодой Христос, проповедующий в храме». С помощью рентгена было обнаружено, что трещинки-кракелюры, которых художник добивался, поджаривая фальшивки в печке, не глубоки и получены искусственным путем. В ноябре 1947 г. он был осужден за подделку произведений искусства и был приговорен к одному году тюремного заключения. Вскоре он скончался от сердечного приступа.
Досье личности
МЕГЕРЕН Хан Антониус Ван
Имя латиницей: Meegeren Han Antonius van
Пол: мужской
Дата рождения: 03.05.1889
Место рождения: Девентер, Голландия
Дата смерти: 29.12.1947 Возраст (58)
Место смерти: Амстердам, Голландия
Знак зодиака: Телец
По восточному: Бык
География: ЕВРОПА, НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: авантюрист, живопись, инфаркт, искусство, преступник, художник.
Anno: 1925