французский художник, один из видных мастеров сюрреализма. В 1908 г. окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств. В 1912 г. продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора. Заключив контракт с известным галеристом Д.-А. Канвейлером, смог с середины 1920-х гг. целиком посвятить себя искусству. В его ранних вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж. Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А. Бретоном. Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов («Битва рыб» (1926), Музей современного искусства, Нью-Йорк). К 1929 г. временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934-1936) и иллюстраций к «Песням Мальдорора» Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался («Лабиринт» (1930), Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930-1940-х г. (серия «картин с Минотавром»). После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 г. – в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же он испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях. Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953-1959 гг. относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью. Некоторое время он иллюстрировал сюрреалистический журнал «Обезглавленный», но в дальнейшем потерял интерес к сюрреализму и стал театральным художником. В 1964 г. по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».
Досье личности
МАССОН Андре
Имя латиницей: Masson Andre
Пол: мужской
Дата рождения: 04.01.1896
Место рождения: Баланьи-сюр-Терен, Бельгия
Дата смерти: 28.10.1987 Возраст (91)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Обезьяна
Ключевые слова: живопись, искусство, художник.
Anno: 1925
Андре МАССОН
Андре МАССОН в фотографиях:
- http://www.artreview.ru
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.artcyclopedia.com
- http://www.tate.org.uk
- http://www.connectotel.com