константинопольский патриарх с 1476 по 1482 гг., епископ Константинопольской православной церкви. Прославлен как святой, память отмечается 17 ноября.
Стал великим экклезиархом (главным ризничим) в Константинополе. После 1453 г. это служение получило дополнительные функции скевофилакса. Занимая эту должность, периодически конфликтовал с патриархом Геннадием Схоларием по экономическим вопросам. Пользуясь покровительством секретаря султана Деметриоса Кюрицеса, вместе с великим хартофилаксом Георгием Галезиотесом влиял на церковную жизнь в Константинополе более 20 лет.
В 1462 г. поддержал патриарха Иоасафа I в критике ходайства греческого философа Георгия Амируцеса о разрешении взять вторую жену. Это вызвало гнев султана Мехмеда II, который приказ отрезать ему нос. В 1466 г. способствовал избранию Марка II патриархом Константинополя, что вызвало конфликт с другими претендентами, которые способствовали отстранению Христонима и Георгия Галезиотеса от церковного управления. Однако вскоре снова обрел милость Мехмеда II, а в 1476 г. сам был избран патриархом Константинополя. Так как до сих пор он был мирянином, то сперва принял постриг с именем Максим, на другой день был возведен в сан епископа, а на третий – в сан патриарха митрополитом Гераклеи Само же управление церковью Максимом III было периодом относительного мира и спокойствия. Для окончательного осуждения Флорентийской унии, которая так и не спасла Константинополь от турок, но изрядно смутила православный мир, патриарх в конце 1480 г. направил в Сирию, Египет и Палестину митрополита Смирнского (позже Эфесского) Даниила с приглашением в адрес Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей прибыть на Константинопольский собор (1482-1484). Также известен своими литературными трудами, главным среди которых является «Монодия на падение Константинополя».