китайский князь и философ. Легендарный, возможно, собирательный персонаж. Почитается как даосский мудрец. Принято считать, что он был принцем, внуком основателя внуком основателя династии Хань Лю Бана. Унаследовал в правление земли, расположенные к югу от реки Хуай (Хуайнань). Сыма Цянь в «Ши цзи» («Исторические записки») описывал философа как политического интригана и заговорщика, который покончил с собой после разоблачения его плана занять трон императора У-ди. Другой историк Бань Гу представил Лю Аня образованным меценатом, литератором, поэтом и музыкантом, подвизавшимся при дворе У-ди и собравшим у себя в качестве «гостей-приживальщиков» несколько тыс. ученых, магов, астрологов, гадателей, знахарей, артистов, и с их помощью составившим «Внутреннюю книгу» («Нэй шу») из 21 главы и обширнейшую «Внешнюю книгу» («Вай шу»), а также «Срединные главы» («Чжун пянь»). В других трудах Лю Ань предстает магом и чародеем, «изучавшим Путь-дао» и «достигшим его», собравшим «искусных в Пути-дао мужей» (дао шу чжи ши), приобщившимся к «удивительным приемам и необычным методам» (ци фан и шу) и, наконец, с помощью «восьми почтенных кудесников» (ба гун), ставшим «бессмертным», вознесясь на небо вместе со всей семьей и даже домашними животными.
Считается, что под его руководством и при его участии был составлен трактат «Хуайнань-цзы». К его созданию причисляют в основном т. н. «Восемь хуайнаньских мудрецов», работавшими при дворе князя. Лю Ань преподнес его своему племяннику, императору У-ди в 139 г. до н. э. как «недавно составленный». Предположительно, был обвинен в причастности к заговору и совершил самоубийство.