епископ Иерусалимской Церкви; православный митрополит Газы. Активный участник церковно-политической борьбы в Русском государстве в 1660-х гг. Прибыл в Москву в горячее время, когда дело о патриархе Никоне все более запутывалось, когда власть чувствовала свое бессилие так или иначе порешить это дело и поэтому крайне нуждалось в человеке, который бы помог ему выйти из затруднительного положения.
В 1623 г. был отправлен в Рим, где получил образование в Греческой коллегии св. Афанасия, учрежденной папою Григорием XIII в 1577 г.; окончил курс в 1635 г. со степенью доктора богословия. В 1639 г. в Риме был рукоположен во священники византийского обряда западно-русским униатским митрополитом Рафаилом Корсаком. Папа Урбан VIII, заинтересованный в распространении латинства на Востоке, содействовал его прозелитическим трудам: во время своего пребывания в Риме Паисий Лигарид издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров в Польше и Греции.
В 1642 г. на средства Коллегии Пропаганды (бывшая Конгрегация пропаганды веры) был отправлен в Константинополь, но уже в 1644 г. должен был покинуть его, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергично боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. Отправился в Угро-Валахию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того, занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда уехал в Иерусалим с Патриархом Иерусалимским Паисием I, который прибыл сюда проездом из Москвы. 16 ноября 1651 г. в Иерусалиме принял монашеский постриг, а 14 сентября 1652 г. был возведен Патриархом Паисием в митрополита Газского; в своей митрополии не появился. В 1657 г. жил опять в Валахии, где принимал участие в дворцовых заговорах. Преемник Патриарха Иерусалимского Паисия (умершего в 1661) Нектарий отлучил Лигарида от Церкви.
Получил предложение патриарха Никона приехать в Москву и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но прибыл в Москву только 12 февраля 1662 г., в период распри между Алексеем Михайловичем и Никоном. Паисий принял сторону царя и бояр. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у Паисия Лигарида ответа. Паисий Лигарид ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита Газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 7171 г.».
Приобрел влияние на царя благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию. Выступал в роли переводчиков для Патриарха Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, прибывших в Москву в ноябре 1666 г. для суда по делу Патриарха Никона. В период суда сблизился с Симеоном Полоцким, который выступал в качестве его толмача с латинского.
Пользовался своим влиянием для выпрашивания у царя милостей, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишён кафедры и даже анафемствован как еретик патриархами Константинопольским и Иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой он выступил в защиту папской власти. Известие о том пришло в Москву 29 июля 1668 г., но не испортило его отношений с Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении Паисия перед патриархом Иерусалимским Нектарием. 23 сентября 1669 г. в Москве была получена грамота от преемника Патриарха Нектария Патриарха Досифея, подтверждающая «вины» Лигарида; тем не менее 24 января 1670 г. в Москву прибыла разрешительная грамота от Досифея, формально прощающая Лигарида и восстанавливающая его в архиерейском достоинстве. Но менее 2 месяцев спустя Лигарид был снова запрещен. Дальнейшие хлопоты Алексея Михайловича результата не принесли.
24 мая 1672 г., по указу государя, был отпущен из Москвы в Палестину через Киев, но был задержен в тот же день и отпущен 13 февраля 1673 г. Остановился в Киеве, где пребывал под надзором местных властей по указу государя; писал в Москву донесения с жалобами на притеснения от местных властей и доносами на местное духовенство. В августе 1675 г. был вызван в Москву, но явился не сразу, видимо, опасаясь государева гнева. 1 сентября 1676 г., уже при Феодоре Алексеевиче, отпущен из Москвы без денежного содержания и вновь прибыл в Киев.