19.02.2011 Носовский Сергей Павлович
Валерий Яковлевич Леонтьев - один из наиболее ярких представителей российского шоу-бизнеса. От большинства современных исполнителей его отличает крайне удачное и необходимое сочетание вокального, танцевального и драматического мастерства. Этот артист начал свой творческий путь еще в советские времена и активно продолжает выступать по сей день.
Родился он 19 марта 1949 года в деревне Усть-Уса Коми АССР. Его отец, Яков Степанович Леонтьев, - ветеринар, специалист по оленям. Из-за профессии отца детство Валерия прошло в разъездах по тундре. Однако в 1961 году врачи порекомендовали Якову Степановичу сменить климат, и он с сыном Валерием и женой Екатериной Ивановной Леонтьевой перебрался в волжский городок Юрьевец, где Валерий пошел в шестой класс. Как и многие дети, Валерий с детства занимался рисованием, танцами, ходил в драматический кружок, пел в хоре. Стал солистом, по его собственным словам, потому что однажды выяснилось, что "я громче всех пою".
После 8-го класса он предпринял попытку поступить в Муромский радиотехнический техникум, не сдал экзамены и вернулся в Юрьевец заканчивать десятилетку. Настоящей мечтой Валерия была профессия океанолога, он хотел ехать во Владивосток сдавать экзамены в Дальневосточный университет, но этот план сорвался по самой прозаической причине: оказывается у звезд, по крайней мере, будущих, тоже бывают проблемы с деньгами. Трудно представить себе, что будь родители Валерия чуть богаче, трудился бы сейчас где-нибудь может совсем неизвестный знаток океанских недр Леонтьев, а наша современная эстрада лишилась бы одного из своих основателей.
Однако это был не единственный неосуществленный план его в жизни. За желанием стать океанологом последовала надежда проявить себя в театральном искусстве, и наш герой отправился в Москву поступать ГИТИС. Причем, по его собственным словам, в успехе он мало сомневался - ведь как-никак в родном Юрьевце была возможность набраться опыта, играя в различных спектаклях на сцене местного ДК. Но и тут Валерию встретились серьезные препятствия, одно из которых оказалось непреодолимым: стесняясь своего провинциального "оканья" и "стараясь произнести как можно меньше слов", Валерий забрал документы из приемной комиссии.
Итак, не состоялась - именно не состоялась, а не провалилась - уже вторая попытка остановиться на какой-то профессии. И вот, неудавшийся океанолог и актер вернулся в Юрьевец и поступил рабочим на кирпичный завод, где откатывал вагонетки с сырым кирпичом от пресса к сушильным стеллажам. Чуть позже похожей работой занимался он и в Анапе, где какое-то время жили его родители. Затем работал тесемщиком-смазчиком на льнопрядильной фабрике в Юрьевце, сменил еще несколько профессий, и неизвестно, на какой окончательно остановил бы свой выбор будущий Казанова, если бы старшая сестра не решила, что пора брату получать высшее образование.
Таким образом оказался Валерий в Воркуте, где работал лаборантом в НИИ оснований и подземных сооружений, затем - чертежником в проектном институте, а параллельно учился на вечернем отделении воркутинского филиала Ленинградского горного института.
Разумеется, творческая натура Валерия не давала ему покоя и тут: он участвовал в художественной самодеятельности проектного института, горного института и ДК шахтеров и строителей, посвящая этому все свободное, да и не очень свободное время. Наверное, люди, жившие в то время в Воркуте, помнят его на сцене в таких спектаклях, как "Затюканный апостол" Андрея Макаенка, где он играл Малыша, опереттах "Цирк зажигает огни" Милютина, "Черный дракон", "Дон Ренальдо идет в бой".
Примерно в это же время Валерий делает первые шаги как сольный исполнитель. Когда в 1971 в Воркуте проводился региональный конкурс "Песня-71" Валерий занял на нем второй место с песней Свободы "Карнавал". Его первый концерт состоялся 9 апреля 1972 г. в ДК шахтеров и строителей Воркуты. Разумеется, о собственных песнях тогда не могло быть и речи, основу репертуара составили песни из популярного фильма "Пусть говорят".
Однако все это были лишь первые шаги непрофессионального новичка, и не мог Валерий не думать о карьере профессионального исполнителя, тем более что ни учеба в Горном институте, ни работа не приносили ему морального удовлетворения. В том же 1972 в Сыктывкаре проводился республиканский фестиваль-конкурс среди самодеятельной творческой молодежи "Мы ищем таланты". Пятнадцать лучших конкурсантов должны были отправиться получать образование во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства. Казалось, что Валерию наконец-то улыбнулась удача, он надеялся, что уж на этот раз не упустит своего шанса и отправится учиться в Москву.
Но и тут не обошлось без приключений: играя в последнем "Затюканном апостоле", Леонтьев сломал ногу. Впрочем, даже это не помешало ему отправиться в Сыктывкар и получить диплом I степени. Он бросил институт и вновь отправился в Москву постигать тайны мастерства под руководством Георгия Павловича Виноградова.
Правда, учеба продолжалась недолго: уже год спустя директор сыктывкарской филармонии А. И. Стрельченко во время очередного посещения Мастерской остался крайне недоволен результатами обучения и увез группу домой - работать. Вот так недоученный Леонтьев стал профессиональным артистом эстрады и начал работать в компании таких же юных энтузиастов - участников ансамбля "Мечтатели". Уже в декабре он дал свой первый "профессиональный" концерт в деревне Лойма около Сыктывкара. Начались бесконечные гастроли, но о чем еще может мечтать двадцатилетний парень, увлеченный своей профессией, как не об этом? В течение первых нескольких лет он заработал свой первый почетный знак - "Отличник работы на селе".
1974 год подарил пока еще, наверно, немногочисленным почитателям ансамбля "Мечтатели" программу "Радость в пути", а еще год спустя Валерий стал солистом ансамбля республиканской филармонии "Эхо" (кстати, некоторые источники вообще не упоминают "Мечтателей", а говорят, что работать Валерий начал сразу с "Эхом"). С этим самым ансамблем он ездит и до сих пор. Первой программой "Эха" стал "Карнавал на севере", за ним последовала "Улыбка северной земли". В 1977 Валерий, который еще не успел обратить внимание сильных мира сего на неординарность своего творчества, а, может, он еще не успел раскрыться и проявить эту самую свою неординарность, участвовал в праздновании 60-ти летия Октября. И еще в этом году произошло знакомство, оставившее след на всем творческом пути певца - знакомство Леонтьева и Большого Концертного Зала "Октябрьский" в Санкт-Петербурге. Правда, впервые он увидел этот зал не как исполнитель, а как зритель на концерте Карела Готта, но, наверно, уже тогда начался многолетний роман Певца и Зала, Певца и Города. Прошел еще год, и Валерий вышел на сцену "Октябрьского", пока еще не в сольном концерте, но, тем не менее, это был огромный шаг вперед, ведь существует колоссальная дистанция между сценой сельского клуба и сценой центрального зала города, да еще и такого города, как Петербург.
Еще год спустя Валерий вместе с "Эхом" перешел в Горьковскую филармонию. Именно в этом городе он, наконец, получил свою первую квартиру! А в августе принял участие в I Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества в Ялте. Среди другого материала он привез с собой песню (если можно назвать песней произведение, длящееся более 10 минут) Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского "Памяти гитариста". Леонтьев первым рискнул исполнить эту песню, и не пожалел об этом: результат - I премия по разделу сольного пения. Именно во время этого конкурса у Валерия умер отец...
Вообще, 1979 год был очень богатым на события: тут и первый концерт в Москве в Центральном ДК железнодорожников, и первый миньон с песнями Б. Ривчуна и П. Аедоницкого. Но самое заметное событие в жизни Валерия произошло, наверное, в ноябре - это было знакомство с Давидом Тухмановым. Оно просто не могло не состояться после головокружительного успеха в Ялте. Сам композитор сказал: "не могу сказать, что в первые часы нашего знакомства я смог дать ему объективную оценку: я не увидел в нем певца универсального, сочетающего вокальные, актерские и пластические возможности, которые впоследствии так ярко раскрылись на сцене. Я не почувствовал в нем личности энергичной, упорной, настойчивой и работоспособной, не ощутил тогда его одухотворенности, чуткости, что проявилось впоследствии в совместной работе. Но я заметил главное: музыкальность, хорошие певческие данные, техничность, свободное владение современными исполнительскими приемами". И началась работа. Работа, которая продолжалась не один год и подарила публике целый блок замечательных песен.
Еще раз не подвел Тухманов Леонтьева (или Леонтьев - Тухманова???) в Сопоте 7 июля 1980 года. Там, на 16 Международном фестивале эстрадной песни "Золотой Орфей", Валерия ждала I Премия за песню "Танцевальный час на солнце" на стихи Семена Кирсанова. Кроме первой премии Валерий получил еще специальный приз Болгарского журнала мод "Лада" за лучшие сценические костюмы (которые он, кстати, придумывал и шил сам).
С этого момента казалось, что началось стремительное восхождение Валерия на эстрадный Олимп. Первыми были концерты в московских ДК, в 80-м он уже пел в Театре Эстрады, Лужниках, "Октябрьском", участвовал во всевозможных сборных концертах. В сентябре на конкурсе-фестивале популярной советской песни "Ереван-81" молодой и перспективный певец Леонтьев получил приз публики и газеты "Вечерний Ереван".
Но уже в конце семидесятых было ясно, насколько не похож этот исполнитель на все, чем могла похвастаться наша эстрада. Естественно, что эта непохожесть, эта "дурацкая" привычка иметь свое мнение являлись сомнительной помощью в налаживании отношений с "нужными" людьми. В 81-м Леонтьев был отлучен от Москвы, о телеэфирах не было и речи. "Песня диск-жокея" была записана для новогоднего "Голубого огонька" и должна была стать первым появлением Валерия на экране, но она была вырезана из передачи за два часа до эфира. На вечере Композиторов в ГЦКЗ "Россия" он должен был представлять Тухманова и до последнего момента участвовал в репетициях, а на сам концерт его не пустили. Трансляция "Золотого Орфея" по ЦТ стала для уже популярного певца практически первым эфиром (до этого он лишь однажды был показан в "Музыкальном киоске" с песней "Там, в сентябре"). Зато именно в начале восьмидесятых, в период самой напряженной борьбы, Валерий познакомился с Раймондом Паулсом и Лорой Квинт - людьми, оказавшими сильное влияние на его творчество. 29 декабря 81 года он участвовал в творческом вечере Паулса "У нас в гостях маэстро" в московском Театре Эстрады с песней на стихи Андрея Вознесенского "Муза", а в те годы Паулс был своеобразной ступенькой, подняться на которую удавалось далеко не всем.
82 год Валерий Леонтьев, любимец публики и одиозная для властей фигура, встречает в БКЗ "Октябрьский". На все то время, пока Леонтьева не принимала Москва, он прочно обосновался на сцене этого зала, здесь прошли премьеры многих его шоу: "Поет Валерий Леонтьев" 82 года, "Я просто певец" 83, "Бегу по жизни" 84, "Наедине со всеми" 85, "Звездный сюжет" 86. Именно в Питере в 82 году хирург Ральф Райкин (брат Аркадия) сделал ему операцию и удалил опухоль из горла. Тогда будущая исполнительская карьера Валерия была под вопросом, и он задумался о высшем образовании, которого так и не получил, не смотря на многочисленные попытки. Он поступил в институт Культуры им. Крупской на специальность "режиссер массовых представлений". К счастью, оказалось, что петь Валерий сможет, уже в следующем году он провел в городе на Неве 18 аншлаговых концертов с новой программой "Я просто певец", но учебу не бросил.
В 83 Валерий опять изменил "прописку" - перешел в Ворошиловградскую филармонию, в 84 получил свою первую крупную премию - Горьковского комсомола. Теперь он участвовал во всевозможных творческих вечерах (иногда даже в Москве). Почти каждый год выходил в свет, по крайней мере, один новый альбом певца. Первый гигант "Муза" вышел в 83, за ним последовали "Диалог" Паулса и "Премьера" Морозова (84), "Бархатный сезон" Паулса и "Диско-клуб 16" (86), в 87 некий загадочный "двойной альбом" вышел в Финляндии. Затем - "Я просто певец" (88), "Грешный путь" и "Дело вкуса" (90), кстати, тогда же появился первый CD "Дело вкуса", гиганты "Ночь", "Последний вечер", "Полнолуние" и "У ворот Господних" вышли в 93, "Ночь" тогда же вышла на CD, "Полнолуние" - годом позже одновременно с еще одним диском - "Прикоснись". Ну и, наконец, в 95 вышли диски "По дороге в Голливуд", "Там, в сентябре" и "Ах, вернисаж...", а в 98 - "Санта-Барбара".
В декабре 85 Валерий в составе группы артистов ездил в Афганистан. Долго не могла стать известной широкой публике песня "Афганский ветер", написанная Игорем Николаевым и Николаем Зиновьевым, не могла стать известной потому, что слишком откровенно обрисовывала страдания, причиненные войной - ведь следуя официальной версии, никакой войны и не было. Не остался Леонтьев безучастным и к другой трагедии, произошедшей год спустя - к Чернобылю. 20-23 августа 1986 года он выступал в поселке Зеленый Мыс.
К 86 году относится событие, может быть, имеющее небольшое значение, но оставившее свой след в душах поклонников Валерия: вышла в свет передача "Музыкальный ринг" с участием Леонтьева. Спустя 11 лет она обрела второе дыхание: "Ринг-97" представил публике борьбу Леонтьева-86 с Леонтьевым-97. Надо отметить, что последний победил со счетом 1248 - 1142.
Несмотря на то, что к 86-му тесный тандем Тухманов - Леонтьев дано распался, Валерий принял участие в творческом вечере композитора в Москве. В июне в городе Зелена Гура в Польше прошел фестиваль Советской песни, на котором Валерий был почетным гостем, в июле участвовал в культурной программе Игр доброй воли, в ноябре - в международном фестивале "Москва - Рим с песнею о мире" в Лужниках. Именно в этом году изменения на политической арене страны, наконец, вернули артиста московской публике - 15 и19 августа прошли его сольные концерты в ГЦКЗ "Россия".
Следующий год оказался богатым на зарубежные гастроли - с 28 декабря 86 до 15 января 87 - по Чехословакии; с 26 февраля до 12 марта - по Болгарии; с 27 июня до 22 июля участвовал в международном конкурсе "Гала-87" на Кубе; с 19 до 23 августа был почетным гостем международного фестиваля песни в Сопоте в Польше. С 7 по 23 октября Валерий участвовал в культурной программе дней СССР в Венгрии. Новый 88 год певец встречал в Индии - там он гастролировал с 21 ноября 87 до 07 января 88 в рамках фестиваля СССР в Индии.
Разумеется, нельзя не отметить, что в 87 Валерий окончил институт культуры. Его дипломной работой стала программа "Признание", которая единственный раз прошла на сцене "Октябрьского" 15 февраля. По другим данным, эту программу Валерий показывал питерской публике с 26 апреля по 8 мая, а сдал комиссии из института лишь 11-го. Но все источники сходятся в одном - представление было принято на "отлично". А в ноябре, благо Леонтьев перестал быть персоной нон-грата, ему было присвоено звание "Заслуженный артист Украины".
К сожалению, с тех пор, как артист получил доступ к площадкам столицы, все премьеры проходят в Москве. С 16 по 26 июня 88-го на сцене "России" он показывал свою новую программу. Это была опера, написанная питерским композитором Лорой Квинт и поэтом Владимиром Костровым "Джордано", посвященная Джордано Бруно. В ней Валерий играл сразу несколько ролей: самого Бруно, шута и сатану. В опере участвовали Лариса Долина, Павел Смеян, Александр Жермовский (один из величайших мимов нашего времени), Владимир Панкратов (солист ленинградского оперного театра) и др. На премьере в "России" была Анни Жирардо, после спектакля она дождалась пока Валерий снимет грим, чтобы лично выразить свое уважение к нему как к актеру. Вернулся "Джордано" на сцену "России" 1 февраля следующего года и шел до 12, только после этого, с 20 по 25 февраля, он, наконец, был представлен питерской публике. А в ноябре 88 Леонтьев поставил еще "Дело вкуса" (вновь в "России") и переехал в Москву. Кстати, именно Валерий возглавлял хит-парад ТАСС по итогам 1988 года.
Итак, год 1989. В мае Валерий вернулся в полюбившуюся ему Индию. Еще один проект, к сожалению, (или к счастью?) не воплотился в реальность - съемки в роли Иисуса Христа в фильме украинского режиссера Н. Мащенко. Валерий прошел пробы, но сниматься отказался - побоялся брать на себя ответственность. Ведь человек, однажды сыгравший Христа, должен потом всю жизнь вести себя соответственно.
1990 год - и премьера новой программы в СК "Олимпийский" - "Я, кажется, еще не жил". А почти весь ноябрь (со 2 по 28) Валерий провел в концертами в США.
Второй раз он ездил в США в мае следующего года, затем в сентябре (США и Канада). В этом же году были Индия (октябрь) и ФРГ. В апреле Валерий, наконец, сыграл в кино - в фильме Геннадия Глаголева "Экстрасенс" одесской киностудии.
15 мая в Монте-Карло прошел международный фестиваль "Всемирные музыкальные награды", на котором Валерий получил приз - "Золотой скрипичный ключ", а 26 августа он стал лауреатом конкурса "Профи-91" в номинации "Лучший певец". И в этом же году он сумел завершить строительство собственного дома в Подмосковье и переехать в него. А с 18 по 22 ноября публика вновь наслаждалась новой сольной программой певца в "России".
В 1992 году Валерий продолжал свое победное шествие по России, и не только по ней: в апреле он был почетным гостем фестиваля "Ступень к Парнасу" в "России", 21 июня участвовал в фестивале "Звезды среди звезд" на Красной площади, в июле представлял Россию на "Славянском базаре" в Витебске. В мае ездил с гастролями в Израиль, в сентябре - октябре вновь в США и Канаду.
Наверное, многие помнят, что именно в 92 непосредственно во время сборного концерта был убит Игорь Тальков. Примерно в 1988 началось сотрудничество Талькова и Леонтьева, Валерий спел довольно много песен Игоря, многие были написаны специально для него. А в 1992 Валерий дал концерт в "России", весь сбор от которого был передан матери погибшего автора и исполнителя.
Примерно в 1993 произошел заметный поворот в творчестве Валерия, грубо говоря, можно сказать, что он перешел от "программы" к "супер-шоу". Первым таким "супер-шоу" стало "Полнолуние", в котором мы видим перед собой уже почти современного нам Леонтьева. С 8 до 19 октября премьера шоу проходила в "России", с 28 октября до 7 ноября в "Октябрьском", затем в Киеве и, наконец, 15 - 19 декабря снова в Москве.
24 и 25 июля 1994 в "Октябрьском" прошла еще одна крайне интересная программа - "Красавица и Казанова", "красавицей" в которой стала Джина Лолобриджида. 30.08 - 03.09 - вновь Израиль. Этот же год принес ему первую "Овацию".
В феврале 1995 началась работа над новым диском "По дороге в Голливуд", и на студии "AGM" в Голливуде были записаны 11 новых песен композитора Юрия Чернавского и поэта Александра Маркевича. А в апреле режиссер Дэвид Гриффин снял клип на заглавную песню альбома. Тем временем, публика Москвы, Петербурга и Риги познакомилась в шоу "В плену у Казановы". В очередной раз покорив отечественные просторы, Валерий опять отправился в США (2 - 11 июня) и Израиль (28 сентября - 3 октября).
Новое шоу "По дороге в Голливуд" было представлено москвичам 14 - 17 марта 1996, петербуржцам - 19 - 24 марта. Чуть раньше Валерий вновь посетил Германию. 9 марта ему было присвоено давно заслуженное звание "Народного артиста России", а 4 сентября он получил премию Московского правительства в области литературы и искусства. В мае - июне большая часть наших звезд соединилась в коллектив и поехала по стране агитировать россиян голосовать за Ельцина. Они посетили 23 города России под девизом "Голосуй, а то проиграешь!". Разумеется, акция не была благотворительной, правда, очень хочется верить, что агитировать за некоторых других политиков они не поехали бы даже за деньги. В сентябре Валерий в очередной раз отправился в Израиль, а в конце года, с 30 октября по 3 ноября "Россия" опять увидела "По дороге в Голливуд".
1997 год начался для Валерия удачно - в январе он был выдвинут на соискание Государственной премии РФ в области искусства за 1996 год за концертные программы "Полнолуние" и "По дороге в Голливуд". Следуя однажды заведенной традиции справлять день рождения (19 марта) на сцене "Октябрьского", Валерий приехал в Питер и с 19 по 23 вновь показывал "По дороге в Голливуд" на берегах Невы. В июле 97 артист вновь представлял Россию на фестивале "Славянский базар", а 5-7 сентября участвовал в праздничных программах, посвященных 850-летию Москвы.
Примерно в это время началось творческое сотрудничество Леонтьева с композитором Игорем Крутым, и на творческих вечерах Крутого, которые прошли с 10 по 13 апреля на сцене "России" Валерий исполнил две песни: "Маленькое кафе" и "Охотница Диана". До этого момента певец и композитор довольно тесно общались, но не работали вместе, и оба, казалось, были крайне довольны положением вещей. С 4 по 19 октября в "России" еще раз прошли творческие вечера Крутого, и Валерий представил еще несколько новых песен этого композитора. Сейчас же к выпуску готовится альбом под названием "Фотограф сновидений", все песни в котором написаны Крутым.
Именно весной 97, на питерских концертах, Валерий прощался с "По дороге в Голливуд". Однако петербуржцам удалось посмотреть это шоу еще раз с 3 по 5 октября. Певец неожиданно привез "Голливуд" в честь юбилейного 30-го сезона БКЗ. Тем временем на подходе было новое шоу, 12 песен для которого были записаны с теми же авторами в Голливуде.
16 октября на сцене ГЦКЗ "Россия" присуждалась национальная российская ежегодная премия "Овация". Леонтьев был признан лучшим солистом 1996 года, а "По дороге в Голливуд" - лучшим шоу. В декабре в результате проведения ежегодного телевизионного конкурса "Песня года - 97" он был награжден специальной премией "За огромный вклад в развитие российской эстрады" в номинации "Певец года".
29 марта 1998 на "Площади Звезд" перед ГЦКЗ "Россия" была заложена именная плита - звезда Валерия Леонтьева. В честь этого события в "России" прошел праздничный концерт. К церемонии заложения звезды был приурочен выход альбома "Санта-Барбара". А 21 июля Валерий дал сольный концерт в Витебске в рамках фестиваля "Славянский базар". К сожалению, вместо уже привычного "Тодеса" публике был представлен новый шоу-балет.