российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Педагог, профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории (1971-1997). В детстве играл на рояле, принимал участие в домашнем струнном квартете. Музыкальное образование продолжил в Астраханском музыкальном училище. С отличием окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции М. Ф. Гнесина (1940) и классу фортепиано В. В. Нильсена (1941, ранее занимался у Н. И. Голубовской); инструментовку изучал у Д. Д. Шостаковича. Тогда же выступал с концертами как пианист. Во время блокады Ленинграда заведовал Музыкальным отделом Управления по делам искусств Ленгорисполкома, оказывал помощь музыкантам, устраивал концерты. В 1942 г. был эвакуирован в Казань. Вместе с другими немцами Поволжья около года провел в ссылке в Свияжском лагере. С 1945 г. (год открытия) работал в Казанской консерватории в 1947-1971 гг. на кафедре специального фортепиано, в 1947-1951 гг. – концертмейстерского мастерства, в 1953-1954 гг. – камерного ансамбля, в 1945-1969 гг. – истории и теории музыки, в 1948-1969 гг. – композиции. Заведовал кафедрами теории музыки и композиции (соответственно 1948-1949, 1961-1969). В 1964-1967 гг. – проректор по учебной и научной работе. Внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Татарстана и Поволжья, одним из первых разрабатывал сложные формы симфонической музыки на основе национального мелоса. Среди учеников: М. Алексеев, Ф. Ахметов, Э. Бакиров, Р. Белялов, А. и X. Валиуллины, Ф. Васильев, С. Губайдулина, Р. Еникеев, Л. Исмагилова, А. Луппов, О. Лундстрем, Л. Любовский, А. Монасыпов, Б. Мулюков, Э. Сапаев, Т. Фандеев, А. Чыргал-Оол, С. Шагиахметова, И. Шамсутдинов, М. Яруллин. В 1969 г. преподавал в Петрозаводской, затем (недолго) в Ленинградских консерваториях. В 1971 г. был приглашен в Московскую консерваторию, заведовал кафедрой композиции. Большое значение придавал не только учебной, но и концертной деятельности кафедры (сочинения молодых композиторов исполнялись даже в БЗК). В 1997 г. добился преобразования кафедры композиции в самостоятельный факультет. Сложив с себя полномочия руководителя (деканом стал Вл. Г. Агафонников, заведующим кафедрой А. В. Чайковский), продолжил преподавать. Среди московских учеников – С. Загний, В. Калистратов, М. Коллонтай (Ермолаев), М. Плетнев, А. Раскатов, О. Ростовская, Г. Седельников, Т. Сергеева, А. Хургин и многие другие. Автор около 50 статей по вопросам композиторского образования, о фестивалях современной музыки, творчестве композиторов. Его жена – Елена Александровна Абросимова – певица, выступала в концертах Лемана, исполняя его сочинения. Сочинения для оркестра – 5 симфоний, «Татарская рапсодия» (1955), 2 цикла вариаций на старинные ирландские темы для струнного оркестра (1981), Симфония Piccolo для струнного оркестра (1991); для инструментов с оркестром – концерты: для фортепиано (1939,1943, 1953), для скрипки (1951, Сталинская премия, 1952), для 3 флейт (1990); для хора с оркестром – оратории: «Ленин» (1962), «Атланты» (1966), «Песни Поморья» (1967), «Дюны поют» (1976), кантаты, в т. ч., «Карелия моя» (1976); для инструментальных ансамблей – Камерная симфония для деревянных духовых инструментов. (1978), Наигрыши для 3 гобоев (1987), Триптих для флейты и виолончели (1988), 3-й струнный квартет (1989), партита для струнного квартета (1989), трио для скрипки, альта и виолончели (1989), «Cogito ergo sum, ergo vivo», для голоса, кларнета, виолончели, фортепиано и ударных (1996); для скрипки и фортепиано – Маленькая концертная сюита (1968), «Башкирская рапсодия» (1968), 1-я и 2-я сонаты (1980); для виолончели и фортепиано – «Соната в старинном стиле» (1971), Концертные вариации на тему М. Росси (1979), Ария, «Танец джигита» (1982), Две пьесы (1984), соната (1985), для флейты и фортепиано – сюита (1960); для скрипки соло – соната (1980); для виолончели соло –10 монодий (1980), соната (1984); для фортепиано – 24 прелюдии (1957-1958), прелюдия (1974), партита (1980), соната (1980), «Сочувственные попевки» (1980); для голоса и фортепиано – Две колыбельные песни (1939), Два романса на слова М. Ю. Лермонтова (1941), детские песни на слова различных поэтов и др. Сталинская премия (1952).
Досье личности
ЛЕМАН Альберт Семенович
Имя латиницей: Leman Albert Semenovich
Пол: мужской
Дата рождения: 07.07.1915
Место рождения: Вольск, Саратовская губерния, Россия
Дата смерти: 03.12.1998 Возраст (83)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Рак
По восточному: Кот
Ключевые слова: искусство, композитор, музыка.
Anno: 1961
Альберт Семенович ЛЕМАН
- ВАЙС Владимир Ефимович (1941 - 2013)
- ВАЛИУЛЛИН Хуснулла Валиуллович (1914 - 1993)
- ГНЕСИН Михаил Фабианович (1883 - 1957)
- ГОЛУБОВСКАЯ Надежда Иосифовна (1891 - 1975)
- ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (1931 - )
- КАЛИСТРАТОВ Валерий Юрьевич (1942 - )
- КОЛЛОНТАЙ Михаил Георгиевич (1952 - )
- КОРЕПАНОВ-КАМСКИЙ Геннадий Михайлович (1929 - 2001)
- ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 - 1841)
- ЛУНДСТРЕМ Олег Леонидович (1916 - 2005)
- ЛУППОВ Анатолий Борисович (1929 - )
- МОНАСЫПОВ Алмаз Закирович (1925 - 2008)
- НИЛЬСЕН Владимир Владимирович (1910 - 1998)
- ПЛЕТНЕВ Михаил Васильевич (1957 - )
- ЧАЙКОВСКИЙ Александр Владимирович (1946 - )
- ЧЫРГАЛ-ООЛ Алексей Боктаевич (1924 - 1989)
- ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906 - 1975)
- Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.mosconsv.ru
- http://classic-online.ru
- http://www.kazved.ru
- http://kazanconservatoire.ru
19.02.2013 Мартыненко Ольга
В период творчества, который проходил до падения советской власти и распада СССР (1991), Альберт Леман писал много мелодичных произведений на советскую тематику (в частности, упомянутую выше кантату «Ленин»). Впоследствии, «курс» творчества Альберта Лемана резко повернулся в сторону западного академического авангарда, а в среде профессуры Московской консерватории вокруг зав. кафедрой композиции Лемана возник своеобразный «кружок авангардистов», в состав которого входили композиторы Владимир Тарнопольский, Эдисон Денисов, Татьяна Чудова, Александр Пирумов. Их педагогическим и творческим «кредо» было заставить студентов сочинять в первую очередь, даже исключительно, разумом, изобретая новые техники композиции, новые музыкальные формы, гармонии (чем диссонантнее, тем лучше), приемы инструментовки и другие. Стиль неоромантизм отвергался сразу, как и принципы классического музыкального формообразования и само понятие мелодии. Студенты вынуждены были скрывать от профессуры, что пишут эстрадную или джазовую музыку и получали выговор за ясность формы и протяженную мелодию в академических произведениях (что являлось незыблемой основой советской композиторской школы). На последнем дипломном экзамене, который принимал в 1998 году в Московской консерватории Альберт Семёнович Леман, он сказал:
«В эпоху развитой демократии России не нужна мелодичная музыка в духе советских симфоний. Нам нужна музыка, которая несет в себе новые тенденции, которые необходимо изобрести. Эпоха, когда властвовали мелодия и классическая форма, прошла. Теперь надо не сочинять музыку, а изобретать».
Таким образом, то высказывание, которое сделал халтурщик Керосинов в фильме «Антон Иванович сердится» - «Музыку надо не сочинять, а изобретать!» - стало одним из главных направлений современной педагогики на композиторском факультете Московской консерватории.