английский писатель-оккультист, врач (доктор медицины), фотограф, археолог-любитель, один из пионеров изучения доколумбовых цивилизаций Америки. Известен своими псевдонаучными исследованиями цивилизации майя, провозгласив ее родоначальницей древнеегипетской и мировой культуры вообще. Во многом это диктовалось его убеждениями: масон Ле-Плонжон пытался доказать глубокую древность своего учения, изыскивая его корни в различных экзотических культурах глубокой древности. Однако фотографии памятников Древней Америки, сделанные им, до известной степени сохраняют научную ценность, ибо фиксируют многие артефакты, утраченные или поврежденные позднее. Теории ученого вошли в фонд мифологии нью-эйдж.
Образование получал в парижской Политехнической школе. По окончании училища, в возрасте 19 лет он отправился в Южную Америку, но потерпел кораблекрушение у берегов Чили. Он поселился в Вальпараисо, где преподавал математику и языки в местном колледже (эта часть биографии является недостоверной). В 1849 г. получил известия о «Золотой лихорадке» и отправился в Калифорнию. В Сан-Франциско он преуспел как медик и топограф, в качестве последнего он составил план города Марисвилл в Центральной долине (1851). В том же 1851 г. уехал в Великобританию, где увлекся фотографией. В 1855 г. вернулся в Сан-Франциско, где создал одну из первых в США фотостудий. Одним из первых он стал делать негативы на стеклянной фотопластинке, покрытой влажным коллодием.
В 1862 г. отправился в Перу, где прожил восемь лет. В Лиме он основал первую в стране фотостудию и клинику, где практиковал лечение водой и электричеством. Одновременно, он работал фотографом в экспедиции американского археолога Эфраима Скуайера, и заинтересовался историей древних индейцев. В 1870 г. вернулся в США, стал членом Калифорнийской академии наук. Большой популярностью пользовались его лекции об истории Перу и причинах землетрясений. Из Калифорнии переехал в Нью-Йорк, и в 1871 г. был приглашен Британским музеем для исследования месоамериканских индейских рукописей. В научном отношении он примкнул к теории Шарля Этьена Брассера де Бурбура, полагавшего прародиной человечества Новый свет. В Лондоне занимался исторической компаративистикой, сравнивая языки и культуры древнего Египта и майя. Был приверженцем диффузионизма, полагая связующим звеном между майя и египтянами затонувшую Атлантиду.
В 1873 г. отправился на Юкатан, где прожил до 1885 г. Главной целью экспедиции был поиск доказательств взаимосвязи цивилизаций майя и древнеегипетской. Все памятники фотографировались, одновременно ученый экспериментировал с трехмерными изображениями. Благодаря его работам сохранились изображения многочисленных иероглифических надписей, скульптур и зданий. Наиболее детально был обследован древний город майя Ушмаль. После этого провел много времени в Чичен-Ице, где обратил внимание на связь местной архитектуры с северомексиканской Тулой, то есть майя и тольтеков. Кроме перечисленных городов, побывал в Исамале и на острове Косумель. В этот период пытался дешифровать письменность майя и переводить Кодекс Троано. «Перевод», опубликованный в 1895 г. был встречен современниками скептически, тем более, что он заявил, что в рукописи майя идет речь о гибели континента Му, который ученый отождествил с Атлантидой. В 1880-е гг. появились доказательства того, что язык майя не имеет отношения к древнеегипетскому. Ле-Плонжон отказался признать правоту новых теорий, и стал обвинять «кабинетных теоретиков», которым противопоставлял свой полевой опыт. В результате, к концу XIX в. он оказался на периферии профессиональной науки. В этот период окончательно формировалась его собственная версия мировой истории: цивилизация зародилась в Мексике, на Юкатане, и через Атлантиду была привнесена в Старый Свет. Ученый выстроил альтернативную хронологию, создав непрерывный ряд правителей майя, атлантов и фараонового Египта. Ключевым здесь являлся образ майянского бога Чак-Мооля. Он утверждал, что древние майя располагали современными технологиями, в частности, пользовались электрическим освещением и телеграфом.