французский музыковед. Окончил Парижскую консерваторию, ученик Антуана Мармонтеля (фортепиано), Франсуа Бенуа (орган) и Амбруаза Тома (композиция). Восемнадцати лет участвовал в 1864 г. в премьере Маленькой торжественной мессы Джоакино Россини, исполнив партию фисгармонии. С 1871 г. преподавал в консерватории, с 1875 г. профессор сольфеджио, с 1891 г. – гармонии. Среди его учеников были, например, Венсан д`Энди и Филипп Ярнах.
Наиболее известны три сочинения Лавиньяка. Благодаря «Полному теоретическому и практическому курсу музыкальной диктовки» (1882) музыкальный диктант занял более существенное место в консерваторских учебных программах. Книга «Артистическое путешествие в Байрейт» (1897), обобщающая вагнеровские штудии Лавиньяка, посвящена анализу лейтмотивов у Вагнера. Наиболее общий и наиболее популярный характер носила книга «Музыка и музыканты» (1895) – развернутые эссе, в возвышенно-поэтическом ключе рассказывающие о возможностях отдельных инструментов. Кроме того, ему принадлежит целый ряд музыкальных учебников: «Пятьдесят уроков гармонии», «Школа педали» и др. Также является автором музыкальных произведений, однако они не пользовались успехом. Впрочем, уже в XXI в. к творчеству Лавиньяка неожиданно оказалось привлечено внимание благодаря тому, что его Галоп-марш в переложении для 12 пианистов за одним фортепиано, сделанном немецким пианистом и музыкальным педагогом Кристофом Зишкой, был использован для рекорда Книги рекордов Гиннесса «самое большое количество пианистов за одним инструментом».