греческий кинорежиссер и сценарист русского происхождения. Учился в Сорбонне, затем получил высшее кинематографическое образование в институте ИДЕК в Париже. Был ассистентом режиссеров Р. Клера, А. Вернея, Ж. Деми, Р. Клемана. В 1965 г. дебютировал как режиссер, экранизировав детектив С. Жапризо «Убийцы в спальных вагонах». Детективно-криминальная, напряженная интрига присутствует в большинстве других фильмов режиссера, в т. ч. основанных на документальных материалах. Мировую славу он получил как мастер политически ангажированных лент, которые пытались использовать в своих целях режимы разной ориентации. Когда режиссер рассказывал о диктатурах в Греции в фильме «Дзета» (1969; премия Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иноязычный фильм), в Уругвае – в фильме «Осадное положение» (1973), в Чили – в фильме «Пропавший без вести» (1981, США; главный приз Каннского кинофестиваля и премия «Оскар») или о режиме Виши в годы оккупации Франции – в фильме «Специальный отдел» (1975; приз Каннского кинофестиваля), активно поддерживался в СССР. Но его картина «Признание» (1970, с участием И. Монтана) по автобиографическим запискам А. Лондона, члена правительства Чехословакии и одного из обвиняемых по делу Сланского 1951 г., вызвала раздражение у советских властей. Но в своих фильмах режиссер целен и бескомпромиссен, поскольку ему важен не столько политический аспект событий, сколько гуманитарный пафос, интересен человек, сталкивающийся с проявлениями тоталитарной власти, как бы она ни называлась – режим «черных полковников», гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Как неравнодушный художник, принимающий близко к сердцу чужую боль, он одержим стремлением отстаивать права человека, гуманное отношение и терпимость к каждой индивидуальности. Даже в более камерных лентах, таких как «Ханна К.» (1983, США), «Предательство» (1988, США), «Музыкальная шкатулка» (1989, США; главная премия Берлинского кинофестиваля), «Маленький апокалипсис» (1992) он показывает как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного человека. Будучи гражданином мира и снимая кино в разных странах, получил признание как космополитический в лучшем смысле слова, истинно гуманистический художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь политические страсти. Словно вопреки названию его раннего детектива «Один человек лишний» (1967), никто из героев не является для этого постановщика лишним и посторонним. Премия «Сезар» (2003) за «Лучший оригинальный сценарий», приз 35-го Московского международного кинофестиваля «За вклад в мировой кинематограф» (2013).
Досье личности
КОСТА-ГАВРАС
Другое имя: Гаврас Константин – наст. имя и фам.
Имя латиницей: Costa Gavras; Gavras Konstantinos
Пол: мужской
Дата рождения: 13.02.1933 Возраст (91)
Место рождения: Афины, Греция
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Петух
География: БАЛКАНЫ, ГРЕЦИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: искусство, кино, оскар, режиссер.
Anno: 1981
КОСТА-ГАВРАС
КОСТА-ГАВРАС в фотографиях:
- АРДАН Фанни (1949 - )
- БЛЭР Бетси (1923 - 2009)
- ГАРИ Ромен (1914 - 1980)
- ДЕМИ Жак (1931 - 1990)
- ЖАПРИЗО Себастьян (1931 - 2003)
- КЛЕМАН Рене (1913 - 1996)
- КЛЕР Рене (1898 - 1981)
- КУТАР Рауль (1924 - 2016)
- ЛЕММОН Джек (1925 - 2001)
- МОНТАН Ив (1921 - 1991)
- ПЕРРЕН Жак (1941 - )
- ПОЛЬ Бернар (1930 - 1980)
- РЕНО Жан (1948 - )
- СЕМПРУН Хорхе (1923 - 2011)
- ТРЕНТИНЬЯН Жан Луи (1930 - )
- УИНКЛЕР Ирвин (1931 - )
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006