английский режиссер, продюсер, сценарист, один из создателей британской киноиндустрии. Его отец был управляющим в богатом имени. После смерти отца он вместе с матерью и братьями перебрался в Будапешт. Еще будучи подростком, начал пробовать свои силы в журналистике, публикуя свои материалы в либеральной газете «Независимая Венгрия». С 1909 г. публиковался под псевдонимом Шандор Корда, позднее – как Александр Корда. В 1911 г. на несколько месяцев он в качестве собственного корреспондента был откомандирован в Париж, где часто посещал киностудию «Патэ». По возвращении домой в рекордно короткие сроки превратился в ведущего кинокритика, пишущего в различные издания, работал переводчиком титров в фирме «Пиктограф», и вскоре основал собственный киножурнал. С 1914 г. начал снимать собственные фильмы, а три года спустя стал одним из основателей киностудии «Корвин», построенной в окрестностях Будапешта. В этот период он активно работал не только как режиссер, но и как продюсер, став одним из влиятельнейших людей в венгерском кинематографе. В 1919 г. после прихода к власти коммунистов и провозглашения Венгерской советской республики был назначен членом комитета по кинематографии при новом правительстве и руководил национализацией кинопроизводства. С падением коммунистического правительства и установлением контрреволюционного режима Хорти, Корда был арестован. После короткого заключения, в ноябре того же года, вместе со своей женой, ведущей венгерской актрисой Марией Фаркас, он был вынужден уехать в Вену. Из Вены вскоре перебрался в Берлин, где поставил несколько фильмов на киностудии «УФА». Успех драмы «Дюбарри сегодня» (1927) по сценарию драматурга Лайоша Биро позволил ему заключить контракт в Голливуде. В Америке он заявил о себе, поставив костюмированный псевдоисторический фильм «Частная жизнь Елены Троянской» (1927), в котором главную роль сыграла его жена Мария Корда. Другие фильмы, снятые им в Голливуде широкого успеха не имели, и в 1931 г. он вернулся в Европу. После короткого пребывания в Париже, осел в Великобритании. В 1932 г. он основал компанию «Лондон филмз», ставшую вскоре крупнейшим кинопредприятием в стране, а три года спустя построил студию в Денгеме. Стремясь повысить уровень кинопроизводства, привлекал к работе молодых талантливых актеров, операторов, художников и сценаристов. Вскоре вокруг него собралась команда, ядром которой стали его братья – художник-постановщик Винсент и продюсер и режиссер Золтан Корда, сценарист Лайош Биро и приехавший из Франции оператор Жорж Периналь. Первыми британскими картинами Корды стали романтические комедии «Услуги для дам» и «Репетиция свадьбы» (обе – 1932), однако настоящий успех пришел к нему с костюмированной исторической драмой «Частная жизнь Генриха VIII» (1933) с участием актера Чарльза Лаутона. Благодаря небывалой для британского кино масштабности постановки и блестящей актерской игре, фильм стал настоящим событием и был выдвинут на соискание премии «Оскар». Тем не менее, сделанный по тому же рецепту следующий фильм Корды «Частная жизнь Дон-Жуана» (1934), вышел намного слабее и в целом не оправдал возложенных на него ожиданий. Подобная же участь постигла и его следующую картину «Рембрандт» (1936), посвященную жизни знаменитого голландского живописца. В то же время он успешно работал как продюсер, приложив руку к созданию таких фильмов как «Человек, который мог творить чудеса» (1936, режиссер Лотар Мендес), «Пламя над Англией» (1937, режиссер Уильям Ховард), «Маленький погонщик слонов» (1937, режиссер Роберт Флаэрти, Золтан Корда), «Четыре пера» (1939, режиссер Золтан Корда). В 1939 г. Корда, который к тому времени уже несколько лет как был разведен со своей первой супругой, женился на актрисе Мерл Оберон, которая снималась в фильмах его киностудии. После начала Второй мировой войны, он на протяжении двух лет работал в Соединенных Штатах, где как продюсер участвовал в создании завоевавшего премию «Оскар» фильма-сказки «Багдадский вор» (1941, режиссеры Майкл Пауэлл, Людвиг Бергер, Тим Уилан), а также снял один из своих лучших фильмов – романтическую мелодраму «Леди Гамильтон» (1941) с участием Вивьен Ли и Лоуренса Оливье. По возвращению в Великобританию, он был удостоен дворянского звания за свой вклад в становление британского кинематографа. В сороковые годы лидирующее положение Корды в кинопроизводстве пошатнулось под напором и коммерческой хваткой более могущественного конкурента, влиятельного магната Артура Рэнка. Однако он продолжал работать в кинематографе, преимущественно как продюсер, в т. ч. в ставших классикой мирового экрана картинах «Анна Каренина» (1948, режиссер Жюльен Дювивье), «Третий человек» (1949, режиссер Кэрол Рид) и «Ричард III» (1955, режиссер Лоуренс Оливье). Собственные же позднейшие режиссерские работы Корды – романтическая драма «Совсем чужие» (1945) и экранизация пьесы Оскара Уайлда «Идеальный муж» (1947) прошли практически незамеченными.
Досье личности
КОРДА Александр
Другое имя: Келнер Шандор Ласло – наст. имя и фам.
Имя латиницей: Korda Alexander; Kellner Sandor Laszlo
Пол: мужской
Дата рождения: 16.09.1893
Место рождения: поселок Пуштатурпашто, Венгрия
Дата смерти: 23.01.1956 Возраст (62)
Место смерти: Лондон, Англия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Змея
Ключевые слова: дело, искусство, кино, режиссер, сценарист.
Anno: 1930
Александр КОРДА
- ДЮВИВЬЕ Жюльен (1896 - 1967)
- ЗЕРВОС Георгос (1916 - 2000)
- КОРДА Винсент (1896 - 1979)
- КОРДА Золтан (1895 - 1961)
- ЛИ Вивьен (1913 - 1967) (Вивьен ЛИ снималась в фильмах Александра КОРДЫ)
- ОБЕРОН Мерл (1911 - 1979)
- ОЛИВЬЕ Лоуренс Керр (1907 - 1989)
- ПАНЬОЛЬ Марсель (1895 - 1974)
- ПЕРИНАЛЬ Жорж (1897 - 1965)
- РИД Кэрол (1906 - 1976)
- ФЛАЭРТИ Роберт (1884 - 1951)
- ФРЕНЕ Пьер (1897 - 1975)
- ХАРТЛЬ Карл (1899 - 1978)
- ШЕЛЛ Мария (1926 - 2005) (Мария ШЕЛЛ снималась в фильмах Александра КОРДЫ)
- ЯНОВИЧ Ене (1872 - 1946)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.imdb.com