российский оператор, режиссер и кинодраматург. В 1930 г. окончил Ленинградский фототехникум, с этого же года – ассистент оператора, с 1932 г. – оператор киностудии «Белгоскино». С 1934 г. работал на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, снял художественные фильмы: «Семь барьеров» (1935), «Неустрашимые» (1938) и др. Во время Отечественной войны работал на киностудии «Сибтехфильм», снимал военно-учебные фильмы («Сибирь в дни войны»). В 1945 г. вернулся на Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов, был оператором, режиссером-постановщиком и сценаристом фильмов: «Полярное сияние» (1946), «Метеориты» (1947), «Вселенная» (1951), режиссером фильма «Тайна вещества» (1954). В 1957 г. поставил научно-фантастический фильм «Дорога к звездам», художественно-приключенческий фильм «Планета бурь» (1962, соавтор сценария), в 1965 г. поставил научно-фантастический фильм «Луна» (соавтор сценария). Организовал на киностудии «Леннаучфильм» цех комбинированных съемок, который возглавлял в 1938-1941 гг. Совместно с А. Лаврентьевым разработал в 1948 г. люминесцентный метод комбинированной съемки. Автор ряда детских научно-популярных книг по астрономии и космонавтике.
Во время своего первого визита в Москву в годы перестройки Джордж Лукас просил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что они даже не знают, кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас якобы ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“». Встреча двух режиссёров так и не состоялась.
В апреле 1992 года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков — около ста своих оригинальных изобретений. Дочь режиссёра Жанна Клушанцева называет «передачу отцом Голливуду около ста своих кинотрюков» бредом. По её словам, режиссёр лишь подробно ответил на вопросы Скотака письменно в 1990 году и затем во время короткой встречи с ним в 1992 году. Скотак использовал его опыт, например, в съёмках фильма «Титаник», который в 1997 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.