19.02.2011 Ю.А.Белецкий
С трех лет Ван Клайберн учился играть на фортепиано у своей матери Рильдии Клайберн. Его мать училась вместе с Артуром Фридхаймом, который был учеником Ференца (Франца) Листа. Первое публичное выступление состоялось, когда мальчику исполнилось 4 года. В 12-летнем возрасте он дебютировал с Хьюстонским Симфоническим оркестром в качестве победителя национального конкурса молодых пианистов в США. В 1954-м окончил Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке, где обучался под руководством Розины Левиной, чье имя выгравировано на доске выдающихся выпускников Московской консерватории. Всемирную известность ему принесла первая премия на I международном конкурсе им. П.И.Чайковского в 1958 году. Тогда Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер назвали Ван Клиберна гениально одаренным пианистом. А патриарх московских пианистов Александр Борисович Годенвейзер, услышав впервые Клиберна, воскликнул: "Это молодой Рахманинов".
На родине его встречали как национального героя. А день 20 мая в США стали отмечать ежегодно как День музыки - поскольку именно в этот день в Москве в 1958 году Ван Клиберн получил золотую медаль победителя Первого конкурса Чайковского. С 1960 по 1972 гг. Клиберн гастролировал в СССР 4 раза: в обеих столицах, Киеве, Минске, Тбилиси, Сочи и Новосибирске. Он сделал много уникальных записей большинства фортепьянных концертов и своих сольных выступлений. Выступал он для президентов США (начиная с Гарри Трумана), членов королевских домов Европы и глав государств Европы, Азии и Южной Америки. В 1962 году Ван Клиберн основал Международный фортепианный конкурс своего имени, который стал одним из самых престижных в мире. Им основаны стипендиальные программы в вузах Америки, Будапешта, Москвы и Ленинграда. В разных городах США его именем названы концертные залы.
В 80-е годы известный пианист с головой ушел в благотворительность и почти прекратил концертную деятельность. Обучение и развитие талантов юных исполнителей всегда было главным интересом Ван Клиберна. Он основал стипендиальные программы во многих музыкальных университетах, включая Школу Джуллиард, Консерваторию Цинцинатти, Христианский Техасский Университет, Университет Луизианы, Академию Листа в Будапеште, Консерваториях Москвы и Ленинграда. Он работал в Попечительском совете Академии Искусств в Интерлокене и Мичигане, где создал стипендиальные программы. Он построил Van Cliburn Scholarship Lodge в Интерлокене, чтобы собирать дополнительные средства.
На сцену он вернулся только в 1987 году, и снова это было связано с СССР. Пианист выступил в Белом доме в Вашингтоне на торжественном ужине в честь Михаила Горбачева. Два года спустя, когда прошел уже 31 год после памятного Конкурса Чайковского, Клиберн вернулся в СССР, чтобы выступить в Большом Зале консерватории в Москве и Ленинграде. Видно почувствовав вкус к сцене и рампе, Клиберн в 90-х годах снова стал активно гастролировать, выступал с различными симфоническими оркестрами Америки.
В 1998 году в связи с 40-летием Международного конкурса им. П.И.Чайковского одну из звезд в созвездии Лира Российская академия наук назвала именем Ван Клиберна. В 2001 его имя было увековечено в зале Славы Американской классической музыки, а он был удостоен пожизненной Премией за достижения Техасского культурного фонда. А его запись 1958 года Первого концерта Чайковского была помещена в зал славы Национальной Академии. В июле 2003 Президент Буш вручил Ван Клиберну Президентскую Медаль Свободы, самую значимую гражданскую награду. В феврале 2004 Национальная Академия записи и науки на вручении телевизионной премии Грэмми, наградила пианиста Пожизненной Премией за достижения в искусстве. Удивительно, но Ван Клиберн, как символ успешного культурного сотрудничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами времен «холодной войны», в период существования СССР так и не удостоился ни одной медали.
В 2004 году он выступил с сольным концертом на 50-летии Общества по правам человека в Центре Джона Кеннеди в Вашингтоне. В честь возвращения Ван Клиберна на сцену была выпущена коллекция из 8 компакт-дисков, в которую вошли многие его классические концертные выступления и, в первую очередь, Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Последний раз он побывал в России в 1998 году. Нынешний визит пианиста продлится до 28 сентября.
- Все свободное время посвящу встречам с друзьями, хочу побыть в России просто как обычный турист, - говорит пианист.
Музыкант рассказал, что любовь к Москве у него началась в очень юном возрасте, когда родители подарили ему иллюстрированную "Всемирную историю", где он нашел фотографии Кремля и собора Василия Блаженного. Отправляясь в 1958 году в Россию, он не думал продвинуться на конкурсе дальше первого тура, зато рассчитывал увидеть эти архитектурные чудеса наяву.
Клиберн тщательно оберегает секреты своей личной жизни. Когда, мечтательно закатив глаза, он наигрывал "Подмосковные вечера", а на него восторженно взирали его многочисленные русские поклонницы, которые даже не подозревали о том, насколько этот романтик равнодушен к женской красоте. Зато этот высокого роста человек неравнодушен к хорошей русской водке, особенно под блинчики с красной икрой. Что и продемонстрировал, отужинав в престижном столичном ресторане «Ностальжи». За два часа, которые маэстро провел за столом вместе со своими близкими друзьями из Техаса и министром культуры и массовых коммуникаций Александром Сергеевичем Соколовым, Клиберн встал лишь однажды, чтобы сделать запись для почетных гостей. Несмотря на уверения пианиста, что он предпочитает простую пищу, он пришел в полный восторг от отечественных разносолов.
В программу концерта в Большом зале консерватории, на который активно раскупаются билеты (цены - до 5 с лишним тысяч рублей), войдут соль-минорное Каприччио и ми-бемоль-минорное Интермеццо Брамса, фа-минорная баллада Шопена и его же Вторая соната (с похоронным маршем). И, конечно, Первый концерт Чайковского - сочинения, с которого началась слава Клиберна в России. Пианист не взялся подсчитать, сколько раз в своей жизни он сыграл этот концерт.