азербайджанский советский скульптор, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1949). Автор первого скульптурного памятника в Баку. В Одессе поступил в Одесскую рисовальную школу, а затем в Одесское художественное училище, где учился в классе профессора из Флоренции Луиджи Йорини. Там же и проявились его способности к скульптурному жанру. За бюст императора Каракаллы на одесской выставке он получил бронзовую медаль. Затем поступил в Петербургскую Императорскую Академию художеств, благодаря успехам в учебе, его направили в Италию, во Флорентийскую Академию Художеств, к профессору Монти, в мастерской которого он остался работать. Первая крупная работа экспонировалась на художественной выставке во Флоренции в 1897 г. и изображала мальчика, поймавшего на морском берегу краба. После Флоренции много путешествовал по Европе, и в 1908 г. вместе с семьей переехал в Баку. В 1909 г. открыл первое в Азербайджане скульптурное училище – студию лепки и каменорезного дела, где преподавал лепку и теску камня и вел занятия по рисунку. Ряд работ скульптора были посвящены азербайджанской тематике тех лет: барельефы: «Амбал», голова мальчика – «Бакинский гаврош», барельефные портреты деятелей культуры Махмудбекова и Ганиева. В 1912 г. совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым живописцем Исааком Бродским и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане. В 1920 г. его студия декретом Народного комиссариата просвещения Азербайджанской ССР была закрыта, но на ее базе был создан Азербайджанский Индустриальный институт, позднее переименованный в Институт нефти и химии. При новом институте скульптор преподавал почти 30 лет и был избран заведующим скульптурного отделения. В 1920 г. создал небольшой памятник – бюст Карла Маркса на Приморском бульваре. С этого периода начинаются первые попытки включения скульптуры в архитектурные ансамбли Баку. В 1922 г., к I съезду народов Востока, который состоялся в Баку, он создал скульптурный памятник азербайджанского поэта – сатирика Мирза Алекбера Сабира, который был установлен в сквере около Исмаилии. Памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всем мусульманском Востоке. В 1958 г. памятник Сабира был заменен на памятник работы Джалала Гарягды. В 1934 г. скульптор снимал посмертную маску с азербайджанского поэта Джафара Джаббарлы. После кончины супруги в 1939 г. отошел от активной творческой деятельности, посвятив себя преподаванию. Был сторонником и пропагандистом архитектурного стиля «баухаус».
Досье личности
КЕЙЛИХИС Яков Иосифович
Другое имя: Кейхилис Яков Израилевич
Имя латиницей: Kejkhelis Yakov Iosifovich
Пол: мужской
Дата рождения: 11.05.1872
Место рождения: Балта, Одесская область, Украина
Дата смерти: 00.00.1950 Возраст (78)
Место смерти: Баку, Азербайджан
Знак зодиака: Телец
По восточному: Обезьяна
География: АЗЕРБАЙДЖАН, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, СССР.
Ключевые слова: искусство, скульптор.
Anno: 1949