гавайский государственный и политический деятель, первый гавайский король. Установил партнерские отношения с Англией, США и Францией. С помощью европейского оружия и советников покорил и объединил крупнейшие Гавайские острова в Гавайское королевство в 1810 г.
Получив ружья и патроны от британских и американских торговцев, с 10 тысячами воинов в 1795 г. практически молниеносно захватил острова Мауи и Оаху. Ожесточенное сопротивление королю было оказано лишь на скалах Пали. Независимыми оставались только два западных острова – Кауаи и Ниихау. Построив в своей столице Гонолулу огромный боевой корабль, король в 1796 г. предпринял попытку высадки на Кауаи, однако поднятое его родным братом восстание на Большом острове вынудило его прервать вторжение. В 1803 г. снова попытался высадиться на Кауаи, однако снова столкнулся с препятствиями – на этот раз в стане его солдат вспыхнула смертельная болезнь; ее подхватил и сам король, но вскоре пошел на поправку. С величайшей армадой в гавайской истории, кораблями европейского типа и большими боевыми каноэ, оснащенными пушками, он заставил Каумуалии, правителя Кауаи, капитулировать. При этом король острова Кауаи стал его вассалом, но сохранил автономию.
Получивший прозвище «Тихоокеанский Наполеон», король был не только завоевателем. Он унифицировал законодательство, создал налоговую систему, начал активную торговлю с Европой и США. Более того, он предвосхитил не только будущую гавайскую конституцию, но и современное гуманитарное законодательство, приняв первый письменный закон Гавайев – «Закон о расколовшемся весле» (Канаваи Мамалахоэ). Название закону дал случай, произошедший во время одного из первых набегов Камеамеа. Двое испуганных местных рыбаков, обнаружив споткнувшегося о камень Камеамеа и боясь, что этот воин может угрожать им, со всей силы ударили его по голове веслом, которое при этом раскололось, после чего сбежали, оставив Камеамеа умирать. Через двенадцать лет этих рыболовов нашли, чтобы отдать под суд (по крайней мере, им так казалось). Однако король, напротив, принес им извинение за нападение, одарил обоих землей и пообещал, что отныне все гражданские некомбатанты (включая стариков, женщин и детей) во время войны будут защищены от посягательств со стороны воюющей армии. Король сохранил политическую, культурную и религиозную независимость Гавайев в период своего правления, в то время как большинство остальных полинезийских островов были покорены западными колониальными империями. Встречался в 1778 г. с Джеймсом Куком, и в 1816 г. с русским мореплавателем Отто Коцебу.