византийский историк XII в, монах-богослов, толкователь Канонов Православной Церкви, автор известной хроники. Видный сановник при дворе императора Алексея I Комнина. Выражая интересы высшей столичной знати, находился в оппозиции к Комнинам. Занимал должности начальника императорской стражи (великий друнгарий виллы) и первого секретаря императорской канцелярии (протасикрит), затем после смерти жены и детей принял монашество и поселился в монастыре Св. Гликерии на острове в Мраморном море. В некоторых источниках его кончина датируется первыми годами правления византийского императора Мануила Комнина (1143-1180).
Написал всемирную историю в 18 книгах от сотворения мира до вступления на престол императора Иоанна Комнина (1118). В первых 6 книгах содержится описание библейской истории, в следующих 6 – римской, в остальных излагаются события византийской истории. Весьма объемный труд Зонары занимает в византийской исторической литературе особое место по полноте сообщаемых сведений, по умелому использованию источников. Значение первоисточника хроника Зонары имеет, по-видимому, только для царствования Алексея Комнина (1080-1118). Другие части представляют ценность тем, что использовали утраченные греко-римские источники. Особенно важны в этом отношении книги хроники по римской истории, которые фрагментарно сохранили примерное содержание 1-21 и 44-80 книг Диона Кассия (от которого до нас дошли в полном виде только книги 37-54).
Сочинение Зонары пользовалось большой известностью в средние века: сохранилось 44 греческих манускрипта, его переводили на славянские языки (сербский и русский), из него черпали материал позднейшие византийские хронисты и русские летописцы. В эпоху Возрождения его хроника была переведена на французский, итальянский и латинский языки. Кроме хроники, под именем Зонары сохранились письма, комментарии, жития святых, гимн, толкования к стихотворениям Григория Назианзина, трактат об именах и др. Тождество личности автора этих сочинений с личностью хрониста неопровержимо не доказано, но представляется весьма вероятным. В то же время изданный Титманом под его именем словарь («Johannis Zonarae Lexicon», Лейпциг, 1808), ему не принадлежит.
Зонара, вместе с Аристином и Вальсамоном – один из тех комментаторов канонического права, толкования которых приобрели в церковной практике такой авторитет, что сами стали источником права. Его комментарий относится к синтагме номоканона из XIV титулов, то есть к той его части, которая содержит в себе канонические постановления, при чем последние излагаются не в хронологическом порядке, а в порядке относительной их важности: сначала идут каноны вселенских соборов, к которым причисляются и соборы IX в., затем постановления поместных соборов, а за последними правила святых отцов. Такое расположение материала было в ходу еще задолго до патриарха Фотия. В своем комментарии Зонара сообщает довольно подробные исторические сведения о соборах и о порядке древнецерковной жизни, сопоставляет комментируемое правило с другими, касающимися того же предмета, пользуется книгами святого Писания и творениями отцов церкви, иногда ссылается на императорские законы. По имени Зонара болгары с XIII в. называли Кормчую книгу Зонарой (в древнерусских памятниках – также Зинар).