константинопольский патриарх (4 июля 847 – 23 октября 858 и, вторично, 23 ноября 867 – 23 октября 877). Святой Православной церкви, почитается в лике святителей, память совершается 23 октября (по юлианском календарю). Сын императора Михаила I и Прокопии, дочери императора Никифора I. Когда Лев V провозгласил себя императором в 813 г., Михаил I вместе с семьей были сосланы в монастырь. Мальчику в этот момент было около 15 лет; его оскопили. При постриге он получил имя Игнатий. Был рукоположен во иерея Василием Парийским. Большую часть жизни провел в монастыре, достигнув сана игумена. Пользовался уважением в монашеских кругах. После смерти патриарха Мефодия I, в 48-летнем возрасте, при содействии императрицы Феодоры был избран на патриарший престол в Константинополе в период царствования Михаила III. После его вступления на патриарший престол в высших церковных кругах наметился раскол на сторонников и противников нового иерарха.
В то же время, брат императрицы Феодоры, кесарь Варда, быстро сделавший карьеру после того, как Феодора стала женой императора Феофила, все больше расширял свою светскую власть, в особенности после смерти императора. Варда вошел в тесные сношения с противниками патриарха Игнатия. Отношения кесаря Варды и Игнатия особенно обострились после того, как Варда развелся с женой и вступил в связь с вдовой своего сына. Игнатий выражал недовольство этим и во время праздника Богоявления отказал Варде в причастии. Вскоре, императрица Феодора, по указанию Варды и своего сына, Михаила III, была насильно пострижена в монахини вместе с дочерьми. Для Игнатия это означало окончательную потерю власти, и, 23 ноября 857 г., по распоряжению царя Михаила III, он был сослан на остров Теревинф в Мраморном море. Место патриарха при поддержке Варды занял Фотий – профессор философии и богословия, проведенный ради избрания по всем ступеням церковной иерархии за 6 дней и ставший впоследствии одним из самых сильных и могущественных патриархов.
После удаления Игнатия борьба среди высшего духовенства не прекратилась. Против Фотия выступали монахи Студийского монастыря, который являлся в то время центром богословской мысли и оказывал решающее влияние как на жизнь монахов так и на церковную политику империи. Игнатий в ссылке не признавал себя лишенным патриаршего достоинства. Его сторонники предали Фотия анафеме. В свою очередь, собор 861 г. в Константинополе в присутствии Варды, Михаила III и Фотия подтвердил законное избрание Фотия и низложил Игнатия. Лишившись патриаршества, Игнатий обратился за помощью к римскому папе. Николай I сначала старался остаться в стороне от конфликта, но, в конце концов, был вынужден вмешаться, и подтвердил незаконность низложения Игнатия. В письме от 8 мая 862 г., адресованном патриархам Востока, папа призывал их и всех их епископов отказать Фотию в признании. На синоде в Риме в апреле 863 г. Фотий был отлучен.
В 867 г. новый император Василий I Македонянин возвратил Игнатия на патриарший престол. Таким образом, «фотиева схизма» была прекращена. В 869-870 гг. по инициативе императора и преемника Николая I – папы Адриана II в Константинополе прошел Собор (ныне не признаваемый Православными Церквами как Вселенский), в очередной раз подтвердивший незаконность притязаний Фотия. После смерти Игнатия на патриарший престол в Константинополе вновь был возведен Фотий.