норвежский поэт. Автор сборников «Земля и железо» (1933), «Толпа» (1953), «Поезда дальнего следования» (1951), «Лето в траве» (1956), «Осторожно двери закрываются» (1972).
Ролф Якобсен проявляет интерес к Эддам, к поэзии Сигбьёрна Обстфеллера и Туре Эрьясетера. В последний год учёбы в гимназии на него произвела впечатление пьеса Карела Чапека R.U.R., поставленная в Det norske teatret. Также Ролф Якобсен проявил себя как сторонник ланнсмола. В 1925 году он стал редактором общенационального еженедельника «Норвежский гимназист». Чтобы оплатить учёбу в университете Осло, Ролф Якобсен подрабатывал гардеробщиком. Он изучал богословие, историю, философию и норвежский язык, но никаких экзаменов не сдавал, кроме вступительных.
Ролф продолжил писать, и в 1928 году его первый рассказ напечатал «Иллюстрированный семейный журнал». Он опубликовал ещё несколько рассказов и стихотворений. Он также публиковал тексты шлягеров, пользуясь псевдонимом Ролф Хёвре (норв. Rolf Høvre). Он активно участвовал в деятельности Смешанного хора Христианской Ассоциации норвежских студентов и в формировании Академического хорового общества, в котором он занимал пост вице-председателя. В студенческие годы Якобсен начал политическую деятельность, став членом студенческой социалистической организации «Кларте». Все эти годы финансовые проблемы семьи продолжались, отношения между Юлиусом и Марие становились всё напряжённее. В 1930 году Марие Якобсен уехала от мужа.
В сентябре 1932 года Ролф Якобсен отправил свой первый стихотворный сборник в издательство Gyldendal. Рабочим названием было «Начало» (норв. Begynnelsen). Месяц спустя Якобсен попал в больницу с сухим плевритом. Он немедленно заявил, что сборник должен выйти только в следующем году. Из больницы Ролф вышел только в январе. Окончательным названием книги стало «Земля и железо» (норв. Jord og jern). Сборник «Земля и железо» был издан в 1933 году. Реакция критиков была благосклонной не только в Норвегии, но также в Швеции и Дании. Некоторые использовали эпитеты вроде «ошеломительно», и в итоге его нарекли «новым голосом нового времени». Вместе с живостью образов критики отметили футуристические тенденции и восхищение машинами. Якобсен дал интервью в связи с выходом книги, в котором упомянул в качестве источников своего вдохновения Старшую Эдду, Йоханнеса Йенсена и основоположников шведского модернизма Харри Мартинсона и Артура Лундквиста. Обозреватели отметили дихотомию между образами природы и современной техники, но подчеркнули современность стихов. Отличилось и издательство, дав книге необычную асимметрично оформленную обложку узкого формата из серебристого картона.
Шестого января 1941 года Ролф Якобсен занял пост редактора Kongsvinger Arbeiderblad (в 1943 году газета сменила название на Glåmdalen). Аксель Сакариассен в качестве редактора не устраивал директора по печати фюльке, и он настоял на прикреплении к нему политически подконтрольного соредактора. Ролф Якобсен пользовался доверием обоих сторон, в редакции газеты знали его как опытного газетчика, но были не в курсе его членства в «Национальном единении». Сам Якобсен этой должности не добивался и получил назначение по предложению редакции.
Ролф и Петра Якобсен переехали в Конгсвингер. Тринадцатого января Ролф заступил на должность. По его собственному утверждению, он сделал это, чтобы сохранить газету в годы войны. В то же время партийный директор по печати продавливал всё более дружественные по отношению к Германии формулировки. В мае 1941 года Сакариассен уволился в знак протеста. Он был арестован 22 июня 1941 года в ходе облав, последовавших за немецким вторжением в Советский Союз. Вскоре его отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен.
Ярким пятном в этот тёмный период биографии Ролфа Якобсена стал момент, когда осенью 1941 года к нему обратился молодой лесоруб Ханс Бёрли и показал свои стихи. Якобсену они пришлись по душе, он напечатал некоторые из них в газете и поддержал молодого поэта.
В начале осени 1942 года у четы Якобсенов родился первый сын — Тронн Осмунн (норв. Trond Åsmund Tendø Jacobsen). В августе того же года Якобсен стал пропагандистом консвингерского отделения «Национального единения» — якобы для того, чтобы не допустить другого человека на пост, позволявший влиять на содержание газеты. С августа 1943 года Ролф Якобсен начал писать передовицы в Glåmdalen. Теперь он зашёл гораздо дальше в пропаганде нацистских взглядов. Лишь немногие из этих материалов поступали от оккупационных властей или из «Национального единения», в основном их добывал сам Якобсен.
В январе 1945 года родился второй сын Якобсенов — Бьёрн (норв. Bjørn Tendø Jacobsen). В ночь на 8 мая Ролф Якобсен в последний раз работал редактором газеты. На следующий день его арестовали.Во время процесса по делу о государственной измене в августе 1946 года коллеги-газетчики отзывались о нём очень тепло. Защищал его и редактор Сакариассен. Все хвалили его работу в газете. И тогда, и позже многие не понимали, как он мог связаться с «Национальным единением» и нацистами, считали, что «это случайность», что «он просто оступился».
Первый пункт обвинения касался членства в «Национальном единении» и наличия Ролфа Якобсена в списках ответственных за пропаганду. Суд взял за основу ежемесячные отчёты Якобсена о проделанной пропагандистской работе, считая, что «их содержимое защите не понравится». Ко второму пункту прилагались два десятка написанных Якобсеном передовиц. Основная линия защиты Якобсена строилась на том, что его действия были обусловлены желанием спасти Glåmdalen как значимое для общества издание, а материалы для передовиц он печатал по приказу немцев или партии. При вынесении вердикта суд счёл смягчающим обстоятельством то, что «Ролф Якобсен принадлежал к умеренному крылу „Национального единения“ и не имел злого умысла». Суд также частично принял во внимание тот факт, что «он исходил из смешанных побуждений, в т. ч. стремился спасти… газету». Тем не менее он был осуждён на три с половиной года исправительных работ (за вычетом времени, уже проведённого в заключении) и десять лет ограничений в гражданских правах. Свой срок Ролф Якобсен отбывал в основном на лесозаготовке. Из-за слабого здоровья его определили в повара. Он был освобождён досрочно 18 октября 1947 года с трёхлетним испытательным сроком.
В течение нескольких последующих лет Якобсен имел огромные трудности с трудоустройством, за исключением коротких периодов, когда он работал на лесозаготовках или лесопосадках. После ареста Ролфа Петра открыла ателье, чтобы содержать детей; теперь же ей пришлось содержать ещё и мужа. В январе 1949 года ему, наконец, удалось устроиться помощником продавца в книжный магазин. Из-за послевоенного жилищного кризиса Якобсену не удалось раздобыть жильё для семьи. В течение трёх лет он жил в Хамаре в закутке при магазине, навещая семью в Конгсвингере каждый второй уикенд. Отбывая наказание за коллаборационизм, Ролф Якобсен начал интересоваться религиозными вопросами и пришёл к заключению, что основные политические идеологии лишь копируют христианство. Дневники показывают, что он почти ежедневно читал Библию, однако Церковь Норвегии он считал чересчур убогой. В 1951 году он перешёл в католицизм. «Мне было не на что опереться», — скажет он в 1992 году. — «Я поболтал с тамошним священником (в церкви св. Торфинна), и он сказал, чтобы я оставался». Второго марта 1951 года он принял католичество в конгрегации Св. Торфинна.
В августе того же года, через 16 лет после выхода «Пестроты жизни», Якобсен наконец смог отправить рукопись своего третьего сборника в издательство Gyldendal Norsk Forlag. «Скорый поезд» вышел три месяца спустя. Критики почти не заметили его, хотя некоторые обозреватели встретили сборник с энтузиазмом. В 1952 году Ролф Якобсен нашёл дом в Несе, в Рингсакере, в котором семья смогла наконец воссоединиться. Но место работы Ролфа находилось на другой стороне озера Мьёса, и ему приходилось по несколько километров каждый день плавать туда и обратно на лодке.
В ноябре 1954 года вышел сборник стихов «Тайная жизнь» (норв. Hemmelig liv). Сам Ролф Якобсен позже назовёт его своим вторым прорывом. На этот раз критики были в восторге. Некоторые стихи вскоре попали в антологии. Стихотворение «Пейзаж с экскаваторами» (норв. Landskap med gravemaskiner) называли первой попыткой раскрытия «зелёной» темы в норвежской поэзии. Достижения Якобсена были отмечены государством, которое выделило ему трёхлетнюю рабочую стипендию. Сборник «Лето в траве» (норв. Sommeren i gresset) вышел в 1956 году. В 1958 году Якобсен получил юбилейную стипендию издательства Gyldendal Norsk Forlag размером в 10 000 норвежских крон.
В эти годы Ролф Якобсен совершил ещё один прорыв, обретя новую аудиторию: его стихи прозвучали на радио NRK, писатель Карл Фредерик Прютс посвятил ему одну из своих передач. Вышедший в 1960 году сборник «Письмо к свету» (норв. Brev til lyset) был отмечен премией Ассоциации норвежских критиков. Отзывы были смешанными. Бьёрн Нильсен подытожил в журнале Profil, что теперь тексты показывают зрелость поэта, силу его чувства природной гармонии; его язык «полон безмятежного покоя».
В 1961 году Ролф Якобсен возобновил газетную деятельность, устроившись журналистом в газету Hamar Stiftstidende. В октябре того же года семья Якобсенов переехала в дом на Скаппельсгате, 2, стоящий у железной дороги. Эта близость к железнодорожным путям и знание расписания Якобсеном в итоге стали важной частью окружавшей его мифологии. В том же году государство назначило Ролфу Якобсену гарантированное жалованье. В 1963 году он снова получил трёхлетнюю стипендию от государства. Начиная с 1955 года Ролф и Петра много путешествовали по Европе — благодаря многочисленным премиям Ролф Якобсен мог отойти от дел, работая лишь несколько месяцев в году.
Сборник «Потом тишина» (норв. Stillheten efterpå) вышел в 1965 году. Он в некотором роде совершил третий прорыв. Сборник принёс автору литературную премию Общества риксмола, но гораздо важнее оказалось то, что книгу заметила молодёжь 1960-х. Новое поколение узнавало в сюжетах себя и находило в стихах социальную критику, которая «цепляла» их. Кроме того, это был первый сборник Якобсена, вызвавший неподдельный интерес за рубежом. В 1968 году он получил премию Доблоуга, а ещё через год после того, как его талант был оценён по достоинству в Европе, выпустил сборник «Заголовки» (англ. Headlines).
В 1969 году снова всплыли эпизоды биографии Ролфа Якобсена, связанные с периодом немецкой оккупации — впервые за достаточно долгое время. Это произошло в связи с вручением ему премии газеты Glåmdalen за вклад в культуру. Не все были согласны с этим. Сам Якобсен, казалось, сознательно или бессознательно искоренил все воспоминания о том времени. В последующих интервью он разъяснял, что и вступил-то в «Национальное единение» не то чтобы сознательно, а скорее автоматически, для галочки, просто чтобы продолжить редакторскую деятельность. Он получал готовые тексты передовиц и пускал их в печать по принуждению, стараясь смягчать. В отношении редактора Акселя Сакариассена, отправленного в Заксенхаузен, Ролф Якобсен в 1992 году заметил, что «не так уж он там и натерпелся» — Заксенхаузен был «умеренным» концлагерем. В канун 1972 года Ролф Якобсен уволился из редакции, а в октябре вышел новый сборник стихотворений — «Осторожно, двери закрываются» (норв. Pass for dørene — dørene lukkes). Некоторые обозреватели, включая Пола Брекке, восприняли его как в большей степени политический. Другие отметили более мрачный, пессимистичный тон в стихах.
Якобсен начинает приобретать популярность как чтец собственных стихов на радио и в записи. Он жил менее анонимно и замкнуто, чем раньше — давал интервью на телевидении, участвовал в различных чтениях, в том числе в совместных с Яном Эриком Воллом и Эгилем Капстадом турне. В 1974 году он был избран в члены Норвежской Академии языка и литературы. Сборник «Упражнения для дыхания» (норв. Pusteøvelse) вышел в 1975 году, и снова в стихах преобладала критика цивилизации. Ролф Якобсен шёл в ногу со временем.
К 70-летнему юбилею поэта в 1977 году были изданы сборник «Пустынная веранда» (норв. Den ensomme veranda), в который вошли стихи, написанные Якобсеном в разные периоды жизни, а также новое, переработанное издание «Избранных стихотворений» (норв. Samlede dikt). Но с выходом сборника «Думай о чём-нибудь другом» (норв. Tenk på noe annet) в 1979 году рецензенты утратили единодушие. Прослеживалась следующая тенденция: те, кто увлёкся стихами Якобсена из-за их политической составляющей, теперь считали их недостаточно радикальными. В то же время репутация Ролфа Якобсена за рубежом росла. К концу 1970-х его стихи были переведены на два десятка языков. Его приглашали на международные поэтические фестивали; участвовал он в них и в начале 1980-х.
2 декабря 1983 года Петра Якобсен умерла от инфаркта миокарда. В течение двух последующих лет Ролф Якобсен работал над стихами, которые потом вошли в последний сборник поэта «Открыто допоздна» (норв. Nattåpent), вышедший в 1985 году. Критиков заинтересовала его вторая часть, состоящая из любовных стихотворений и элегий, посвящённых Петре. «Одни из красивейших стихотворений о любви во всей норвежской литературе» — писал Финн Юр в Aftenposten. В последующие за выходом последнего сборника годы общественная деятельность уже немолодого Ролфа Якобсена не только не пошла на спад, но наоборот, набирала обороты. В 1988 году он написал сценарий для видеофильма об истории Хамара Du verden for en by… 1000 års Hamar-historie med Rolf Jacobsen som guide. Фильм вышел в 1990 году, Якобсен сам читал закадровый текст. Он принимал участие в защите окружающей среды региона и в 1989 году стал почётным членом хамарского отделения Норвежского общества охраны природы «Природа и юность» (норв. Natur og Ungdom). В 1991 году Якобсен, объединившись с несколькими другими деятелями культуры, вошёл в протестный список на муниципальных выборах.
В последний раз Ролф Якобсен появился на публике на Бьёрнсоновском фестивале в августе 1993 года. В связи с референдумом 1994 года о вступлении Норвегии в Евросоюз его стихотворение «Другая страна» (норв. Anderledeslandet) вошло в изданную группой «Нет ЕС» (норв. Nei til EU) антологию Lesebok 1994. Таким образом, одним из последних деяний Якобсена было введение концепции «другая страна», долгие годы продвигавшейся партией Центра в норвежской политике.