американский исполнитель в стиле ритм-энд-блюз, творчество которого образует перешеек между великой школой классического южного соула 1960-х гг. и коммерчески ориентированным филадельфийским соулом 1970-х гг.
Исполнительский стиль сложился под влиянием религиозной музыки госпел. Свои ритм-энд-блюзовые выступления он оживлял импровизированными выкриками и стонами в манере Джеймса Брауна. Молодого певца заметил владелец лейбла «Hi Records» Вилли Митчелл, который в 1969 г. подписал с ним контракт на выпуск нескольких альбомов. Специально для его фальцета Митчелл изобрел крепкий, чувственный музыкальный коктейль, замешанный на буйстве струнных инструментов со стильными вкраплениями духовых. Такие безупречные записи начала семидесятых, как «Let`s Stay Together» (1-е место в США, премия «Грэмми»), «Tired of Being Alone», «Take Me to the River» и ультрасовременная «Love and Happiness», выделялись на общем фоне хитов тех лет экономными пульсациями ритма и эротичным женским бэк-вокалом. Раннее творчество музыканта легло в основу обновленного звучания ритм-энд-блюза и оказало влияние на всех его деятелей, от Марвина Гея и Принса до Энни Леннокс и Джастина Тимберлейка (который опубликовал про своего кумира статью в юбилейном выпуске журнала «Rolling Stone»). Между тем уже в 1976 г. сам певец принял сан и перестал выпускать записи на «грешные» темы. Причиной его обращения к Богу было самоубийство его девушки, которая перед тем как свести счеты с жизнью вылила на находившегося в ванне певца чан с кипятком.
Начиная с середины 1970-х гг. исполнял традиционный госпел, интерес к его творчеству продолжает сохраняться. В промежутке между 1981 и 1989 гг. он выиграл восемь статуэток «Грэмми», в 2002 г. ему была присуждена эта награда за достижения в течение всей карьеры, а в 1995 г. его имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла.