немецкий виолончелист, композитор, педагог.
С пяти лет начал обучаться игре на фортепиано, с восьми – на виолончели, с одиннадцати – на скрипке, а также на духовых инструментах. Среди его педагогов был Август Теодор Мюллер. В четырнадцать лет впервые выступил как солист-виолончелист, а через некоторое время при поддержке влиятельных особ смог поехать в Дрезден, где совершенствовался у Фридриха Грютцмахера. В 1868 г. он был принят в Дрезденскую придворную капеллу и начал активно выступать как солист, а через два года получил приглашения сразу от двух крупнейших музыкантов того времени: Листа на работу в Веймар и Н. Г. Рубинштейна в Москву. Виолончелист выбрал второй вариант и стал профессором класса виолончели в Московской консерватории.
Вскоре заслужил славу одного из наиболее выдающихся виолончелистов и педагогов в России (среди его учеников – А. Брандуков). Он получил место концертмейстера виолончельной группы симфонических концертов Русского музыкального общества, а также играл в струнном квартете при нем. К этому времени относится знакомство музыканта с П. И. Чайковским, переросшее в крепкую дружбу. С участием виолончелиста были впервые исполнены все три квартета композитора (1871-1876) и его же Фортепианное трио Op. 50 (1882). В 1876 г. Чайковский написал для него «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. Премьера сочинения состоялась 30 ноября 1877 г. в концерте Русского музыкального общества под управлением Н. Рубинштейна. В дальнейшем, исполняя это сочинение, виолончелист немного изменил сольную партию виолончели, переставил местами вариации, а финал почти полностью переписал. Несмотря на недовольство композитора, эта версия была напечатана в 1889 г. и прочно вошла в репертуар виолончелистов. Лишь в 1950-е гг. С. Кнушевицкий исполнил оригинальную версию этого сочинения.