древнегреческий поэт III в. до н. э., известный преимущественно своими идиллиями. Был учеником Филета Косского, который был родоначальником александрийской элегии. Подражателем его он, однако, не стал: он только воспринял то общее настроение, которым была проникнута поэзия Филета, но выражал его вполне самостоятельно, в других формах поэтического творчества. Как ученик Филета, стал членом косского кружка поэтов, к которому принадлежали еще поэт-врач Никий, поэт-астроном Арат, его учитель Аристофер, эпический поэт Риан (автор эпоса о мессенской войне) и др. В этом кружке поэтов существовал обычай, введенный, кажется, самим Феокритом – называть себя в шутку простонародными, пастушескими именами; так, сам Феокрит называл себя Симихидом. Обычай этот, впервые встречающийся здесь, перешел потом благодаря подражанию Виргилия, в «Академию» Карла Великого, затем в разные итальянские, французские и другие «Аркадии» эпохи Возрождения и галантной поэзии. Самая подкладка пастушеской жизни и вызванная ею пастушеская поэзия особенно процветала в Сицилии, родине Феокрита, который таким образом был естественным посредником между ней и своим кружком. Из Коса поэт, по-видимому, вернулся на родину в Сицилию. Мы не знаем причины этого возвращения; еще менее можем мы указать причину, почему он пожелал променять независимое положение вольного певца на более стесненное – придворного поэта. Его первые шаги в этом направлении успеха не имели; тогда он постарался обратить на себя внимание самого могущественного властителя своей сицилийской родины, сиракузского царя Гиерона. Но и написанная в честь этого последнего хвалебная поэма «Гиерон» не дала желаемых результатов: очевидно, умный царь, более полувека с твердостью руководивший сиракузской политикой, не был ценителем поэтических талантов. Тогда Феокрит – это было в 70-х гг. III в. – возложил свои надежды на египетского царя Птолемея II Филадельфа, который сам был уроженцем острова Кос и сохранил дружеские связи с ним. Тонко образованный, Птолемей оценил поэта по достоинству, и поэт остался у него, по-видимому, до конца своей жизни. Под именем Феокрита до нас дошло 57 поэтических сочинений, из них 24 эпиграммы, остальные весьма разнородны по жанру. Это мимы, похвальные песни (энкомии), любовные стихотворения, эпиталамий, эпиллии (малые эпосы), буколики. Из двенадцати буколических сочинений не все принято считать подлинными: четыре из них, по всей вероятности, приписаны ему позднее. Плиний Старший писал о его сочинениях: «Ты можешь назвать их либо эпиграммами, либо идиллиями, либо эклогами, либо, как многие, поэмами, либо как-нибудь иначе, как тебе больше нравится». Статья в византийском словаре IX в. «Суда» гласит: «Феокрит написал т. н. буколические поэмы дорическим диалектом». Все буколики Феокрита написаны гекзаметром, однако его гекзаметр отличается от древнего эпического регулярно выдерживаемой после четвертой стопы второй цезурой, именуемой с этого времени цезурой буколической. Благодаря ей произносить феокритовские стихи легче: появляется дополнительная пауза, позволяющая перевести дыхание. В Александрии Феокриту пришлось принять участие в крупном литературном споре между двумя самыми видными представителями тогдашней поэзии, Каллимахом и Аполлонием Родосским, из коих первый был поборником нового направления поэзии и изощрял свой талант на небольших по объему, но тщательно отделанных поэмах элегического или эпического характера, а последний старался призвать к новой жизни крупную эпопею гомеровской эпохи. Феокрит высказался в пользу первого; свое сочувствие ему он заявил уже в нескольких стихах, вставленных им в его «Фалисии», а затем и засвидетельствовал его на деле, написав несколько эпиллиев. Сам он, по-видимому, сборника своих стихотворений не издавал; после его смерти он был забыт и только через полтора века, когда поэзия александрийской эпохи сама отошла в прошлое, интерес к нему возобновился. Впервые были собраны вместе первые девять идиллий, как видно по форме последней из них, к которой издатель прибавил так сказать заключительные аккорды; но дошедший до нас сборник восходит к грамматику I в. Артемидору, сын которого, Феон, составил первый комментарий к Феокриту в издании своего отца. Это издание обнимало только 17 идиллий. В каком отношении находилось к нему то, которым пользовался Вергилий для своих эклог, а также те несколько сборников под различными именами, которые упоминает Суда, равно как их хронология и подлинность некоторых сочинений – все это запутанные и неудоборазрешимые вопросы.
Досье личности
ФЕОКРИТ
Другое имя: Теокрит
Имя латиницей: Theokritos
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.300 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.260 до н.э. Возраст (40)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: литература, поэт.
Anno: -0270
ФЕОКРИТ
ФЕОКРИТ в фотографиях:
- АЛКЕЙ (626 до н.э. - 580 до н.э.)
- АПОЛЛОНИЙ Родосский (295 до н.э. - 215 до н.э.)
- АРАТ из Сол (315 до н.э. - 240 до н.э.)
- БИОН (290 до н.э. - 210 до н.э.) (ФЕОКРИТ был современником БИОНА)
- ВАКХИЛИД (492 до н.э. - 433 до н.э.)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ГИЕРОН II (306 до н.э. - 215 до н.э.)
- ГИППОНАКТ (580 до н.э. - 520 до н.э.)
- КАЛЛИМАХ (поэт) (310 до н.э. - 240 до н.э.)
- КАМЕРАРИЙ Иоахим Старший (1500 - 1574)
- КАРЛ I Великий (742 - 814)
- ЛИКОФРОН (320 до н.э. - 280 до н.э.)
- ЛОНГ (писатель) (180 - 240)
- МОСХ (190 до н.э. - 120 до н.э.)
- ПАЛЕЗЬЕ Жерар де (1919 - 2012)
- ПЛИНИЙ Старший (23 - 79)
- ПТОЛЕМЕЙ II Филадельф (308 до н.э. - 246 до н.э.)
- РИАН (поэт) (230 до н.э. - 180 до н.э.)
- САННАДЗАРО Якопо (1456 - 1530)
- СИМОНИД Кеосский (556 до н.э. - 468 до н.э.)
- ФЕОПОМП (историк) (377 до н.э. - 300 до н.э.)
- ФИЛЕТ Косский (340 до н.э. - 285 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://ancientrome.ru
- http://feb-web.ru
- http://lib.ru
- http://www.e-reading.org.ua
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.gumfak.ru
- http://www.philol.msu.ru