Досье личности

Ценность: 2,4 (15)

Симпатия: 2,333 (15)

дата обновления - 2020-10-31

просмотров - 7

ЭРЬЗЯ Степан Дмитриевич

Другое имя: Нефедов Степан Дмитриевич – наст. фам.

Имя латиницей: Er`zya Stepan Dmitrievich

Пол: мужской

Дата рождения: 08.11.1876

Место рождения: село Баево, Алатырский уезд, Россия

Дата смерти: 24.11.1956 Возраст (80)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Крыса

География: АРГЕНТИНА, ИТАЛИЯ, РОССИЯ, СССР, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: изгнанник, искусство, реформатор, скульптор.

Anno: 1909

Степан Дмитриевич ЭРЬЗЯ

российский скульптор. Родом из крестьян мордовского племени эрзя, языческие верования в котором сохранялись еще и в ХIХ в. – эрзя поклонялись священным деревьям, чтили души камней, родников и рек. Самостоятельную жизнь начал с 14-летнего возраста и в течение десяти лет занимался самыми разными промыслами, в т. ч. расписывал храмы с артелями богомазов. Купцы города Алатырь, восхищенные декорациями, сделанными к любительскому спектаклю, показали его рисунки директору московского Строгановского училища, и в 1901 г., почти не зная русского языка, будущий художник поехал в Москву учиться. Через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Год готовился стать живописцем, затем перешел на скульптурное отделение. В 1906 г., не окончив курса, он отправился в Италию. Там начал работать в мраморе. Сохранилось немного работ этого периода, среди них – статуя Иоанна Крестителя, заказанная для храма портового города Специя. Как художник стал известен в 1909 г. в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью», созданная под впечатлением посещения Бутырской тюрьмы. В 1910 г. он переехал во Францию. Выставки в Милане, Ницце и Мюнхене имели большой успех. В 1913 г. в Париже состоялась первая персональная выставка. Автор скульптурного портрета Марты (1912), «Норвежской женщины» (1914). В 1914 г. вернулся в Россию. В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал такие материалы, как цемент и железобетон («Эрзянки», «Мордовки»). Также ему принадлежат: скульптура «Ева» (1919), портреты Шота Руставели, Акакия Церетели, Ильи Чавчавадзе, а также «Летящий», «Материнство», «Леда и лебедь» (все – 1922). В 1926 г. со своей выставкой поехал во Францию и на Родину решил не возвращаться. Поселился в Аргентине. Там увидели свет «Обнаженная» (1930), голова-маска «Моисея» (1932), скульптурные портреты матери и отца, «Льва Толстого» (1930), «Мужика» (1944), а также множество головок юных красавиц с полированными личиками в обрамлении огромной копны волос. В 1950 г. он возвратился в СССР. Зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры (более 300), а также множество кусков древесины квебрахо и альгарробо для будущих произведений. Персональная выставка скульптора, организованная в 1954 г. в Москве, имела огромный успех.

Медиа (3)

Степан Дмитриевич ЭРЬЗЯ в фотографиях:

Связи (3)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх