Досье личности

Ценность: 1,692 (13)

Симпатия: 1,462 (13)

дата обновления - 2018-05-03

просмотров - 6

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович

Другое имя: Бреслав Владимир Маркович – наст. имя и фам.

Имя латиницей: Ermler Fridrikh Markovich

Пол: мужской

Дата рождения: 13.05.1898

Место рождения: Режица, ныне Резекне, Латвия

Дата смерти: 12.07.1967 Возраст (69)

Место смерти: Ленинград, Россия

Знак зодиака: Телец

По восточному: Собака

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, кино, режиссер, сценарист.

Anno: 1929

Фридрих Маркович ЭРМЛЕР

российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). После окончания гражданской войны в 1923-1924 гг. учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства. Тогда же снимался в эпизодических ролях в кино. В 1924 г. организовал с Э. Ю. Иогансоном Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу – эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние фильмы Эрмлера («Катька – Бумажный Ранет», 1926, совместно с Иогансоном; «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е. И. Замятина; «Парижский сапожник», оба – 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведенных по воле случая вместе. Режиссер умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в т. ч. благодаря своему постоянному актеру Ф. Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актерская фактура Никитина, его «нездешность» среди реалий советского быта 1920-х гг. талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино – «Обломок империи» (1929), в которой при помощи контрапунктного монтажа отображен «поток сознания» героя, потерявшего память после контузии на Первой мировой войне и с трудом возвращающегося к изменившейся за десять лет действительности. В 1929-1931 гг. учился в Киноакадемии. В 1930-х гг. он отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы «Встречный» (1932, совместно с С. И. Юткевичем) и «Крестьяне» (1935, премия Московского кинофестиваля). Картина «Встречный» была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Д. Д. Шостакович. Меняется и тематика фильмов Эрмлера: «Встречный» воспевал пафос первой пятилетки, а «Крестьяне» посвящены борьбе против классового врага в деревне. Несмотря на засилье идеологических штампов, в этих картинах следует отметить запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актерами В. Р. Гардиным и Н. И. Боголюбовым. Масштабный биографический кинороман «Великий гражданин» (1938-1939; Сталинская премия, 1941), посвященный памяти С. М. Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий. В этом фильме Эрмлер не позволяет себе даже тени объективности в анализе событий, откровенно возвеличивает диктатуру Сталина, в сущности, воспевает атмосферу террора и доносительства, сложившуюся к концу 1930-х гг. в СССР. В 1940 г. вместе с И. Менакером снял кинофильм «Осень». Во время Великой Отечественной войны создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах «Она защищает Родину» (1943, Сталинская премия, 1946), которая примечательна работой В. Марецкой над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны. В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы «Великий перелом» (1946, Сталинская премия, премия Каннского кинофестиваля) о Сталинградской битве и «Великая сила» (1950, Сталинская премия, 1951) о борьбе советских ученых с космополитами. Смерть Сталина освободила режиссера от обязанности делать «великие» фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 г. выступил с сатирической короткометражкой «Разбитые мечты» о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 г. – уже как «Званый ужин». В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х гг. поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) – «Неоконченную повесть» (1955), где солировали актеры Э. Быстрицкая и С. Бондарчук. В историко-революционном жанре режиссер продолжал творить по старинке («День первый», 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В. В. Шульгина и попытался в определенной степени заново оценить вместе с ним события ХХ в. в художественно-документальном фильме «Перед судом истории» (1965). Во многих своих фильмах выступал в качестве соавтора сценариев.

Медиа (0)
Связи (16)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх