российский режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1978). В 1940 г. поступил в ГИТИС, в 1941 г. ушел добровольцем на фронт. По окончании в 1945 г. ЛГИТМиКа (курс Л. С. Вивьена) в Саратовском драматическом театре им. К. Маркса, в 1947-1959 гг. в театрах Воронежа, Львова, Москвы, Красноярска («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, 1956, Красноярский краевой драматический театр, впервые на отечественной сцене). В 1959-1961 гг. главный режиссер Центрального театра Советской Армии («Океан» А. П. Штейна, «Игра без правил» Л. Р. Шейнина, «Не померкнет никогда» Н. Ф. Погодина). В 1961-1965 гг. главный режиссер Московского драматического театра им. Гоголя («Кавказский меловой круг» Б. Брехта, 1963). В 1968-1984 гг. главный режиссер Театра на Малой Бронной, среди спектаклей: «Золотая карета» Л. М. Леонова (1968), «На балу Удачи» («Эдит Пиаф») Л. П. Сухаревской и Е. Л. Якушкиной, «Трибунал» А. Е. Макаенка (оба 1971), «Не от мира сего» А. Н. Островского (1972), «Общественное мнение» А. Баранги (1973), «Покровские ворота» Л. Г. Зорина (1974), «Варвары» (1974) и «Враги» (1976) М. Горького, «Ленушка» Леонова (1975), «Если...» С. И. Алешина, поставил совместно с Г. Р. Сайфулиным (1977), «Отпуск по ранению» по В. Л. Кондратьеву (1979), «Лунин, или Смерть Жака...» Э. С. Радзинского (1980), «Волки и овцы» Островского (1981), «Равняется четырем Франциям» А. Н. Мишарина (1982), «Пять романсов в старом доме» В. К. Арро (1983) и др. В 1984-1985 гг. главный режиссер Московского театра миниатюр («Бранденбургские ворота» М. А. Светлова). Работал за рубежом - «Человек с ружьем» Погодина (Словацкий Национальный театр, Чехословакия), «Волки и овцы» (Германия, Росток), «Утиная охота» А. В. Вампилова (Югославия, Скопье); на ТВ (телеспектакли «Золотая карета», «Лунин, или Смерть Жака...», «Отпуск по ранению», «Равняется четырем Франциям», «Варвары» и др.). С 1982 г. преподавал в ГИТИСе (руководитель курса).
Досье личности
ДУНАЕВ Александр Леонидович
Имя латиницей: Dunaev Aleksandr Leonidovich
Пол: мужской
Дата рождения: 27.03.1920
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 19.05.1985 Возраст (65)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Овен
По восточному: Обезьяна
Ключевые слова: искусство, педагог, режиссер, театр.
Anno: 1972
Александр Леонидович ДУНАЕВ
- АЛЕШИН Самсон Иосифович (1913 - 2008)
- АРРО Владимир Константинович (1932 - )
- БАРАНГА Аурел (1913 - 1979)
- БРЕХТ Бертольд (1898 - 1956)
- ВАМПИЛОВ Александр Валентинович (1937 - 1972)
- ВИВЬЕН Леонид Сергеевич (1887 - 1966)
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881)
- ЗОРИН Леонид Генрихович (1924 - 2020)
- КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович (1920 - 1993)
- ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899 - 1994)
- МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868 - 1936)
- МИШАРИН Александр Николаевич (1939 - 2008)
- ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 - 1886)
- ПОГОДИН Николай Федорович (1900 - 1962)
- РАДЗИНСКИЙ Эдвард Станиславович (1936 - )
- САЙФУЛИН Геннадий Рашидович (1941 - )
- СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903 - 1964)
- СУХАРЕВСКАЯ Лидия Петровна (1909 - 1991)
- ШЕЙНИН Лев Романович (1906 - 1967)
- ШТЕЙН Александр Петрович (1906 - 1993)
16.01.2013
Советский театральный режиссёр.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1978).
В 17 лет поступил в Московский театр для детей.
По настоянию режиссёра А. М. Лобанова в 1938 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (курс В. Г. Сахновского, заведующего кафедрой режиссуры).
В 1940—1943 годах служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке.
В 1943 году был командирован в Хабаровск для организации местного ТЮЗа, где встретился с Б. М. Сушкевичем и группой эвакуированных из Ленинграда артистов.
В 1945 году завершил режиссёрское образование (ученик Л. С. Вивьена) в Ленинградском театральном институте.
В 1945—1947 годах служил в саратовском ТЮЗе им. Ленинского комсомола.
В 1947 году его перевели в Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова. Лучший спектакль — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
В 1954 году он был назначен главным режиссёром Красноярского театра имени А. С. Пушкина. Под руководством Дунаева театр впервые побывал на гастролях в Москву, где в 1956 году показал первую в стране инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
В 1958 году Дунаев возглавил единственный русский театр во Львове — Театра Прикарпатского ВО, под его руководством превратившийся в центр духовной жизни львовской интеллигенции.
В 1959 году ГлавПУР назначил его главным режиссёром ЦТСА, а в 1963 году Дунаев был переведён на тот же пост в Театра им. Н. В. Гоголя.
В 1967 году Александр Дунаев сменил Андрея Гончарова на посту главного режиссёра в Театра на Малой Бронной, где уже служил в качестве очередного режиссёра Анатолий Эфрос, отстранённый от руководства Московским театром им. Ленинского Комсомола. При всём различии творческих индивидуальностей, режиссёры сработались — семнадцать лет их сотрудничества были периодом расцвета театра. Ни в одном театре мира не работали в таком странном тандеме две оригинальные художественные индивидуальности — Эфрос и Дунаев. Дунаеву защищал Эфроса от нападок властей, не борясь за популярность, намеренно отступал в тень. В 1984 году это служение закончилось громким скандалом, в котором приняла участие труппа под руководством директора театра И. Когана. При этом труппа практически была разделена надвое, но сложные и подчас конфликтные взаимоотношения между актёрами не влияли на целостность афиши и единое творческое лицо театра. Сознательно заняв двусмысленное положение в театре, Дунаев продолжал ставить спектакли. Скромный и интеллигентный руководитель, Дунаев сумел установить в театре атмосферу творчества, гармонии и культуры.
В 1984 году обоим режиссёрам пришось покинуть театр; Дунаеву Управление культуры Москвы предложило на выбор три театра: Таганку, Малый или Театр им. М. Н. Ермоловой. Дунаев отказался от всех вариантов, надеясь, что так же поступит и Эфрос. Но Эфрос возглавил Театр на Таганке.
В 1984 году по просьбе М. Левитина Дунаев стал главным режиссёром Московского театра миниатюр, который преобразует в драматический театр «Эрмитаж». Его последний спектакль, «Брандербурские ворота», стал данью памяти М. Светлову, который завещал ему поставить свою пьесу.
Режиссёрский стиль Дунаева — максимум выразительности через актёра при минимуме внешних выразительных средств. Строгая, аскетичная графическая мизансцена наполняется живой эмоцией актёра, сообщающей действию смысловой объём. Сценическая метафора рождается из подробной и тщательно выстроенной логики психологического переживания актёра. Музыка, по мысли режиссёра, переводит реалистическое действие в сферу метафорических обобщенийтеатральные работы
Поставил:
Саратовский ТЮЗ
1946 «Девочки» В. Ф. Пановой
1946 «Снежная королева» Е. Л. Шварца
1947 «Тимур и его команда» по А .П. Гайдару
«Золушка» Е. Шварца
«Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова, Воронеж
«Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, Красноярск
«Не померкнет никогда» Н. Погодина, 1960, ЦТСА
«Океан» А. Штейна, 1961, ЦТСА
«Игра без правил» Л. Шеина, ЦТСА
«Кавказский меловой круг», Театр им. Гоголя
«Золотая карета» Л. Леонова
«Ленушка» Л. Леонова (телеверсия, 1971)
«Трибунал» А. Макаёнка (телеверсия, 1973)
«Не от мира сего» А. Н. Островского (телеверсия, 1977)
«Волки и овцы» А. Н. Островского
«Общественное мнение» А. Баранги
«Варвары» М. Горького (телеверсия, 1979)
«Враги» М. Горького
«Если...» С. Алёшина (телеверсия, 1978)
«Лунин, или смерть Жака» Э. Радзинского
«Отпуск по ранению» В. Кондратьева (телеверсия, 1983)
«Равняется четырём Франциям» А. Мишарина (телеверсия, 1986)
«Брандербурские ворота» М. Светлова