русский этнограф, художник, фотограф и путешественник, стоявший у истоков Этнографического музея в Санкт-Петербурге. Его картины имеются в Академии художеств, а также в музеях России и Украины.
Учился в Елисаветградском реальном училище, откуда был уволен в 1881 г. из шестого класса за малоуспешность и плохое поведение. В конце 1870-х – начале 1880-х гг. он вошел в местный кружок самообразования; затем вошел в народовольческий кружок. В 1884 г. он был арестован и сослан в 1886 г. в Селенгинск (Забайкальская область) на три года. В ссылке собирал геологические коллекции, делал этнографические зарисовки, вел метеонаблюдения.
С марта 1889 г. ему было разрешено жить в Троицкосавске, где он познакомился с известным исследователем Средней Азии Г. Н. Потаниным и при его содействии поступил в фотостудию Н. А. Чарушина. По окончании срока гласного надзора распоряжением департамента полиции от 2 января 1890 г. был подчинен надзору негласному. В 1891 г. в качестве рисовальщика ездил с экспедицией академика В. В. Радлова в Монголию. По ходатайству того же Радлова ему было разрешено жить в Петербурге с целью поступления в Академию художеств (в 1891). По распоряжению департамента полиции от 25 октября 1895 г. негласный надзор над ним был прекращен.
В 1897 г. окончил Императорскую академию художеств. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в качестве вольнослушателя, затем постоянного ученика в мастерской И. Е. Репина. В 1897 г. за картину «В храме Таниты» получил звание художника. В 1898 г. – пенсионер ИАХ во Франции; побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Вене, Амстердаме. В дальнейшем кроме занятия живописью принимал участие во многих экспедициях по изучению памятников Туркестана и Средней Азии, в частности, в обеих экспедициях академика С. Ф. Ольденбурга в Китайский Туркестан в 1909-1910 и в 1914-1915 гг. Работал по изучению художественных памятников этих мест, состоял ученым хранителем и секретарем музея антропологии и этнографии Академии наук. В последние годы жизни считался крупным специалистом по вопросам научной фотографии и выдающимся знатоком в области восточного искусства, в частности, в области ковров Средней Азии. Написал ряд работ по этим вопросам. В 1902 г. по его инициативе при Русском музее был организован этнографический отдел, позднее выделенный в первый в России Этнографический музей. Автор ряда книг и статей по вопросам буддийского и исламского искусства Средней и Центральной Азии: «Фотография в научных поездках» («Краеведение», 1923, № 1 и 2); «Ковровые изделия в Средней Азии» («Сборник музея антропологии и этнографии Академии Наук»). Умер от паралича сердца.