испанская аристократка, прославившаяся, несмотря на отсутствие одного глаза, своей красотой. Ее судьба вдохновила Ф. Шиллера создать образ коварной красавицы в драме «Дон Карлос», имеющий мало общего с историческим прототипом.
В возрасте 13 лет ее родители заключили договор, по которому она должна была выйти замуж за Р. де Сильву, фаворита будущего короля Испании Филиппа II. В этом браке родила 10 детей. После смерти мужа в 1573 г. продолжила активную светскую жизнь при дворе, где ее интересы (скорее политические, чем любовные) были связаны с одним из ближайших помощников короля, А. Пересом. Обвиненная вместе с Пересом в соучастии в убийстве, она была в 1579 г. арестована. После первоначального заключения в замке Санторкаса, она была переведена под домашний арест в свой дворец в Пастране, где умерла от болезни. Будучи глубоко религиозной женщиной, принцесса основала несколько монастырей в Пастране, в один из которых она пригласила впоследствии канонизированную Т. Авильскую. Принадлежала к одной из знатнейших семей Испании, являясь потомком младшей линии дома де Мендоса. Ее прадедом по отцовской линии был знаменитый кардинал П. Гонсалес де Мендоса.
О детстве принцессы известно мало, так как ни одного документа, относящегося к этому периоду, не сохранилось. Ни в одном из источников не говорится, по какой причине она потеряла глаз. Широко распространенная версия гласит, что это произошло от удара шпагой во время уроков фехтования. Первым известным относящимся к принцессе документом является заключенный 18 апреля 1553 г. брачный договор.
В одном из первых художественных произведений, посвященных описанию нравов испанского двора, «Записках о путешествии в Испанию» мадам М. д`Онуа, утверждается, что общепризнанным фактом считалось мнение о существовании любовной связи между Аной и Филиппом II, что и стало причиной гнева последнего, когда о связи с А. Пересом стало известно. Смесь фантазий, легенд и фактов послужила основой для драмы Ф. Шиллера «Дон Карлос» и созданной по ней оперы Дж. Верди. В романе 1911 г. Э. Маркины «La alcaldesa de Pastrana» принцесса изображена беспринципной женщиной. Более сложный и в целом позитивный образ предлагается в романе К. О`Брайен «That Lady» (1946), написанная на его основе одноименная пьеса с успехом шла на Бродвее и была положена в основу фильма Т. Янга с тем же названием.