древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. Рассказывают, что на эти путешествия он потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, он зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря. Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда он без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли его умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры. В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» – неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение – свойство, естественно присущее атомам. Тела – это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным». Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений». Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей. Первым установил, что объем пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объема призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания. В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования его философии опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и др. Его наиболее значимой работой следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция ему приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др. Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита – своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.
Досье личности
ДЕМОКРИТ
Другое имя: Димокритос; Демокрит из Абдер; Демокрит Абдерский
Имя латиницей: Democritus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.460 до н.э.
Место рождения: Абдеры, Греция
Дата смерти: реконструировано 00.00.370 до н.э. Возраст (90)
Место смерти: Фракия
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.
Anno: -0420
ДЕМОКРИТ
- Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.
- (Я) предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол.
- По уговору холод, по уговору тепло, по существу же лишь атомы и пустота.
- Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.
- Ищущим блага оно достается с трудом, зло же приходит само и без искания.
- Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.
- Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
- Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.
- Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.
- Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
- Кто в чем-либо нуждается, тот не богат, а кто ни в чем не нуждается, тот не беден.
- Глупцы желают долгой жизни, не испытывая радости от долгой жизни.
- Глупцы, боясь смерти, желают себе старости.
- Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
- Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.
- Кто сам не любит никого, того (...) тоже никто не любит.
- Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.
- Ложе уничтожает ссору любовников.
- Старик уже был юношей, а юноша еще неизвестно, доживет ли до старости. Итак, благо, уже осуществившееся, лучше блага, которое еще в будущем и неизвестно, осуществится ли оно.
- Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех частей его.
- Гражданская война (...) и для победителей и для побежденных (...) одинаково гибельна.
- Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.
- Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов, сами собой производятся.
- Многие, не учившиеся ничему разумному, тем не менее живут разумно.
- Должно или быть хорошим, или подражать хорошему.
- Чувств больше пяти у животных, мудрецов и богов.
- Для меня один человек – что целый народ, а народ – что один человек.
- Хороший друг должен на веселье являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.
- Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.
- Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.
- Слово – тень дела.
- Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.
- Законы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.
- Лучше думать перед тем как действовать, чем после.
- Медицина – сестра философии.
- Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.
- Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
- Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.
- Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.
- Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
- Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит. развернуть
ДЕМОКРИТ в фотографиях:
- АГАФАРХ (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- АМИКЛ Гераклейский (386 до н.э. - 335 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНАКСАГОР из Клазомен (499 до н.э. - 428 до н.э.)
- АНАКСАРХ (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АСКЛЕПИАД Вифинский (129 до н.э. - 40 до н.э.)
- БИОН из Абдеры (450 до н.э. - 390 до н.э.)
- ВЕБЕР Карл Юлиус (1767 - 1832)
- ГЕКАТЕЙ Абдерский (360 до н.э. - 290 до н.э.)
- ГЕРАКЛИД Понтийский (388 до н.э. - 315 до н.э.)
- ГЕРАКЛИД Понтийский Младший (30 до н.э. - 50)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ГЕРМАРХ (326 до н.э. - 248 до н.э.)
- ГЕРМАХ (325 до н.э. - 250 до н.э.)
- ГИППОКРАТ (врач) (460 до н.э. - 377 до н.э.)
- ДИОГЕН из Эноанды (100 - 160)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ДИОГЕН Синопский (410 до н.э. - 323 до н.э.)
- ДИОДОР Крон (320 до н.э. - 255 до н.э.)
- КОЛОТ Лампсакский (320 до н.э. - 268 до н.э.)
- ЛЕВКИПП (495 до н.э. - 430 до н.э.)
- ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич (1891 - 1964)
- МЕТРОДОР из Лампсака (младший) (330 до н.э. - 277 до н.э.)
- МЕТРОДОР Хиосский (390 до н.э. - 345 до н.э.)
- НАВСИФАН (360 до н.э. - 300 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПРОТАГОР из Абдер (480 до н.э. - 410 до н.э.)
- СЕКСТ Эмпирик (170 - 220)
- СОКРАТ (469 до н.э. - 399 до н.э.)
- СТРАТОН (340 до н.э. - 269 до н.э.)
- ТРАСИЛЛ (35 до н.э. - 36)
- ФИЛОДЕМ из Гадары (110 до н.э. - 35 до н.э.)
- ФИЛОЛАЙ (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЭКФАНТ (399 до н.э. - 345 до н.э.)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://www.edu.delfa.net/
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- В. А. Волков. Химики. - Киев, Наукова думка, 1984
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.gumer.info
- http://5ballov.qip.ru
- http://darwinevol.ru
- НАПОЛЕОН I Бонапарт
- ЦОЙ Виктор Робертович
- КАПИЦА Петр Леонидович
- ПУТИН Владимир Владимирович
- КРИСТИ Агата
- МАКСВЕЛЛ Джеймс Клерк
- КАРДИНАЛЕ Клаудия
- КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ
- ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич
- ХОКИНГ Стивен Уильям
- СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Антуан де
- РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано
- ШОПЕН Фредерик Франчишек
- САХАРОВ Андрей Дмитриевич
- КОЛУМБ Христофор
- ДАЛИ Сальвадор
- КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
- АЛИХАНОВ Абрам Исаакович
- ФЕЛЛИНИ Федерико
- СЕРВАНТЕС Мигель де
- НИКУЛИН Юрий Владимирович
- ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович
- ТЕРМЕН Лев Сергеевич
- ДИТРИХ Марлен
- ШУКШИН Василий Макарович
- ЛИАНОЗОВ Степан Георгиевич
- МАГЕЛЛАН Фердинанд
- МАРК ТВЕН
- ПИКАССО Пабло
- ДАРВИН Чарлз Роберт
- ОРЛОВА Любовь Петровна
- ШАНЕЛЬ Коко
- ДУДИН Михаил Александрович
- ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович
- ХЕПБЕРН Кэтрин
- ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович
- РЕЗЕРФОРД Эрнест
- АРАГОН Луи
- МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын)
- ГЛЕЗОС Манолис
- ШАЛЯПИН Федор Иванович
- ЛАЗАРЕВ Иван Лазаревич
- ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич
- БОР Нильс
- НАБОКОВ Владимир Владимирович
- ПИФАГОР Самосский
- МОЛЬЕР
- МЕНЬ Александр Владимирович
- КЕННЕДИ Джон Фицджералд
- КАНТ Иммануил
- ПО Эдгар Аллан
- ДЕФО Даниель
- МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
- ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
- ШЕР
- АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
- ИОСИФ АРГУТИНСКИЙ
- КРОПОТКИН Петр Алексеевич
- АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВ Семен Семенович
- БЭР Карл Максимович
- АХМАДУЛИНА Белла
- НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович
- БЕРНС Роберт