французская портниха, модистка французской королевы Марии-Антуанетты. Считается одним из первых французских модельеров и дизайнеров; благодаря своему таланту пользовалась популярностью у высшей придворной знати Франции вплоть до Революции.
В 16 лет отправилась в Париж и стала ученицей модистки, известной как мадмуазель Паганель, и спустя время стала партнером в ее предприятии. Была в хороших отношениях с клиентками-аристократками – принцессой де Конти, герцогиней де Шартр и принцессой де Ламбаль, благодаря протекции которых произошла ее судьбоносная встреча с Марией-Антуанеттой. В 1770 г. открыла собственный магазин одежды, «Le Grand Mogol», на улице Сент-Оноре и быстро обзавелась клиентками среди влиятельных придворных дам. Многие из этих женщин были фрейлинами Марии-Антуанетты, тогда супруги дофина. Талант и деловая хватка портнихе позволили ей вскоре расширить свое предприятие до 30 сотрудников и около 120 поставщиков. Желая создать себе привлекательный образ, Мари-Жанна взяла себе имя Роза, созвучное с названием цветка.
Роза Бертен была представлена будущей королеве в 1772 г. Два раза в неделю она показывала Марии-Антуанетте свои последние творения, и они часами обсуждали новые наряды и аксессуары. Королева, как и весь двор, была одержима своим гардеробом и тратила на него 258 тысяч ливров в год, вдвое больше выделенной ей фиксированной суммы. Этикет предписывал ей менять платья несколько раз в день и – в идеале – не надевать одно и то же дважды. Каждое из великолепных платьев Розы Бертен стоило в среднем от 1000, а иногда и до 6000 ливров. В богатом архиве автографов Жака Дусе, содержатся квитанции с точным указанием стоимости отдельных изделий. Бертен, прозванная «Министром моды», одевала Марию-Антуанетту с 1772 г. до ее свержения в 1792 г., и стала влиятельной фигурой при французском дворе. Она также изготавливала на заказ «модные куклы» разных размеров (в т. ч., и в человеческий рост) и одетые в соответствие с последней модой. До появления модных журналов такие куклы, называемые Пандорами, путешествовали по странам и помогали дамам следить за новинками в мире моды. Французская революция ознаменовала перелом в блестящей придворной карьере портнихи. Многие из ее влиятельных клиентов-аристократов были казнены или эмигрировали, и она сама подвергалась опасности. Ее обвиняли в потакании дорогим пристрастиям бывшей королевы. Тем не менее, она продолжала обшивать Марию-Антуанетту и после ее свержения, но теперь это большей частью были лишь переделки старых платьев. Кроме того, сшила для королевы простое траурное платье после казни Людовика XVI.
Во время Террора уничтожила все свои бухгалтерские книги и счета. В последний момент она успела перевести свое предприятие в Лондон. Какое-то время она продолжала обслуживать своих старых клиентов-эмигрантов, и ее модные куклы все так же продолжали путешествовать по европейским столицам, добираясь даже до Санкт-Петербурга. В 1795 г. она вернулась во Францию, где ее клиенткой стала жена Наполеона Бонапарта Жозефина де Богарне, что позволило Розе восстановить все свое имущество, включая дом в местечке Эпине-сюр-Сен под Парижем. Однако на смену моде рококо уже пришел лаконичный стиль ампир, и эпоха сложных причесок, огромных корсетов и прочих роскошных излишеств закончилась. Роза Бертен вскоре удалилась от дел и передала свое предприятие племянникам.