российский живописец, заслуженный художник РСФСР (1978). Представитель т. н. «сурового стиля» в советском искусстве 1950-60-х гг.
Родился в семье ученого-медика, учился в средней художественной школе (1943-1948). В 1948 г. переехал в Ленинград и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1951 г. – участник российских и зарубежных выставок. В 1958 г. вступил в Московский Союз художников. В 1962 г. на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже представил картину «Плотогоны», которую объявили примером «злостного формализма», из-за чего его исключили из Союза художников. Упрочил свой авторитет, работая как живописец-монументалист (фреска и мозаика в интерьере кафе «Печора» (совместно с женой, художницей Н. А. Егоршиной, 1967 и 1977), огромная мозаика на тему революции 1917 г. на фасаде кинотеатра «Октябрь». Автор драматических пейзажей («Ночь в Солигаличе»), аналитических автопортретов, выразительных мозаичных панно («Человек и печать» в новом здании газеты «Известия» в Москве, 1977, совместно с А. В. Васнецовым). В 1974 г. – первая персональная выставка в музее-усадьбе «Абрамцево». В 1976-1988 гг. – председатель секции монументальной живописи МОСХ. В 1979 г. – государственная премия СССР. Работал над оформлением Павелецкого вокзала после его реконструкции в 1988 г., а также принимал участие в оформлении станций метро «Крестьянская застава» и «Савеловская». С 1992 г. вел мастерскую в Московском художественном институте им. Сурикова, где возглавлял созданную по его инициативе кафедру композиции. В апреле 1996 г. удостоен звания «Народный художник Российской Федерации».